Прошедшее в минувшую пятницу совещание у А.Лукашенко по проектам бюджета-2010, прогнозу социально-экономического развития и основным направлениям денежно-кредитной политики закончилось де-факто отстранением правительства от разработки этих документов. Главе администрации Лукашенко В.Макею было предложено «поупражняться» с назначением новых членов правительства, а законотворческая инициатива была отдана в руки замглавы администрации Анфимова и главы Нацбанка Беларуси П.Прокоповича, причем последний получил полный карт-бланш в своих действиях.
Вместе с тем, куцее освещение длившегося более 4-х часов совещания не совсем объяснило, благодаря каким заслугам глава Нацбанка был удостоен такой почести и привилегий. Однако сегодня, выступая в рамках 12-го Минского форума, член совета директоров Нацбанка РБ Сергей Дубков пролил свет на эту загадочную ситуацию, озвучив официальную позицию Нацбанка по дальнейшему развитию экономики страны.
Безусловно, многие тезисы не являются сенсацией и звучат вполне обыденно для привычного к белорусскому агитпропу уху белорусского гражданина. Однако в целом, тезисная программа Нацбанка весьма впечатляет, поскольку является одним из наиболее либеральных документов, сгенерированных за последнее время белорусскими властями.
Так ставка делается на ускоренное восстановление высоких темпов экономического роста и достижение положительного сальдо внешней торговли. Причем решать эти задачи предлагается широкомасштабным ”открытием“ страны для внешних инвесторов и через поощрение конкуренции во всех сферах экономики.
Краткосрочная перспектива
В качестве первоочередных кардинальных мер Нацбанк предлагает привести нормы законодательства в соответствие с лучшими международными стандартами, прежде всего европейскими, что позволит Беларуси уже в 2010 году войти в число 30 лучших стран в рейтинге по условиям деловой среды, а в течение 2-3 лет попасть в 30-50 лучших стран по индексам конкурентоспособности, экономической свободы, инновационности, восприятия коррупции.
В частности предлагается расширить рыночные формы управления крупными предприятиями с преобладающей государственной формой собственности с учетом положительного мирового опыта, в том числе опыта Китая. При этом, Нацбанк говорит о переходе с прогнозных показателей в качестве основных оценочных критериев работы на показатели эффективности - прибыль, рентабельность и др.
Далее, представляется необходимым предоставить организациям всех форм собственности право самостоятельно определять свою конкретную финансово-хозяйственную деятельность, в том числе количество работников и уровень оплаты труда, включая отмену обязательного применения единой тарифной сетки; обеспечить равные условия функционирования для организаций всех форм собственности, в том числе на рынке телекоммуникационных, образовательных, медицинских, страховых, жилищно-коммунальных услуг; пересмотреть размеры штрафов за нарушения в области предпринимательской деятельности и бухгалтерского учета в сторону их соответствия характеру допущенного правонарушения и величине субъекта хозяйствования; привести бухгалтерский учет и финансовую отчетность в соответствие международным стандартам.
И еще один из наиболее острых для Беларуси вопросов - регулирование ценообразования в соответствие передовой международной практике, включая отмену ограничений величины торговых надбавок.
Среднесрочная перспектива
Вместе с тем, наряду с либерализацией экономического законодательства важным вопросом в обеспечении высоких темпов экономического роста является развитие внутреннего спроса за счет выполнения параметров по росту реальной заработной платы и денежных доходов населения, предусмотренных программой социально-экономического развития на 2006-2010 годы, увеличения объемов жилищного строительства, прежде всего энергоэффективного, в 2010 году до 8 млн. кв. метров, а начиная с 2011 года – ежегодно не менее 10 млн. кв. метров, а также высоких темпов роста инвестиций в основной капитал, прежде всего за счет привлечения прямых и долгосрочных иностранных инвестиций.
Не могут не порадовать и такие предложения как необходимость ускоренного развития всех других сегментов финансового рынка (инвестиционных, страховых, венчурных, пенсионных и других фондов длинных денег, корпоративных ценных бумаг), а также снижение в ближайшие 2 – 4 года налоговой нагрузки до уровня стран – основных торговых партнеров и упрощение налогового законодательства.
Кроме того Нацбанк называет одним из ключевых факторов развития экономики и устойчивости курса национальной валюты обеспечение сбалансированности макроэкономических параметров: внутреннего спроса и доходов с учетом притока иностранных инвестиций.
Долгосрочная перспектива
В целом Нацбанк считает возможным уже к 2014 году выйти на положительное сальдо внешней торговли. Однако для этого потребуется модернизация и структурная перестройка всех действующих предприятий в целях повышения их конкурентоспособности и снижения импортоемкости продукции, создание экспортных производств с высоким удельным весом добавленной стоимости и экпортоориентированных высокотехнологичных отраслей на основе широкого использования нано- и биотехнологий; развитие эффективного импортозамещения путем создания конкурентоспособных отечественных производств.
Все выше перечисленное невозможно без привлечения иностранных инвесторов, в том числе известных мировых брендов и транснациональных корпораций.
В итоге Нацбанк считает целесообразным в кратчайшие сроки сформировать общую программу действий правительства и Нацбанка на 2010-2014 годы.
Безусловно, программный текст Нацбанка звучит весьма оптимистично. Однако вряд ли стоит рассчитывать на то, что один из органов госуправления, в данном случае Нацбанк, способен резко измениться и в одночасье стать приверженцем либеральной рыночной экономики, отказавшись от столь привычных планов и прогнозов.
Впрочем, даже на выполнение всех заявленных Нацбанком инициатив потребуется немалая политическая воля, недостаток которой сегодня явно испытывает высшее руководство страны. Кроме того, прежде чем общество поверит в способность властей реализовать озвученные идеи, ему предстоит убедиться в способности Нацбанка сверстать адекватный проект бюджет на 2010 год, учитывающий факторы мирового финансового кризиса и печальное состояние золотовалютных резервов страны. Нацбанку предстоит доказать, что он не только способен перехватить инициативу у правительства, но и в полной мере реализовать открывшуюся возможность. В противном случае он попросту потеряет последние остатки доверия граждан к себе и проводимой им политики.