Премьер РФ Владимир Путин пообещал глубоко убыточному флагману отечественного автомобилестроения АвтоВАЗу 55 миллиардов рублей (почти $2 миллиарда), которые спасут его от банкротства, но не уточнил, кто именно даст эти деньги.
Путин собрал министров и глав госбанков у себя в загородной резиденции поздно вечером во вторник, и перед заседанием сказал в присутствии журналистов, что "есть предложение" привлечь 54,8 миллиарда рублей на рынке. Он не раскрыл схему.
"Есть предложение взять все эти средства с рынка и использовать на поддержку предприятия. Мы с Минфином это обсуждали... Что это означает? Фактически это означает, что правительство РФ берет на себя расчистку долгового бремени", - сказал Путин, не уточнив, в какой роли выступит правительство - кредитора, гаранта или посредника.
АвтоВАЗ признал, что не способен вернуть 62 миллиарда рублей основным кредиторам - госбанкам, и если долг не будет реструктурирован, ему угрожает банкротство. Менеджмент предложил правительству обязать госбанки дать АвтоВАЗу 50 миллиардов рублей в обмен на облигации, конвертируемые в акции компании. Из них 38 миллиардов рублей пойдут на рефинансирование долгов, а 12 миллиардов - на пополнение оборотных средств.
Путин назвал долг "невозвратным" и дал понять, что основные кредиторы - Сбербанк, ВТБ и "дочки" ВЭБа - деньги назад получат лишь частично.
"Расчистку долгов, конечно, мы будем делать в тесном контакте с кредиторами. Я исхожу из того, что кредиторы тоже понимают, в каком состоянии сейчас находится экономика, предприятие, и мы будем, разумеется, это делать с определенными скидками", - сказал Путин.
"Прежде всего нам придется решать проблему невозвратных долгов предприятия,.. это кругленькая сумма - 38 миллиардов рублей. Но этого недостаточно, недостаточно просто погасить долги, нужно обеспечить необходимые средства на развитие предприятия... На это как минимум для начала потребуется еще 12 миллиардов рублей".
Оставшиеся 4,8 миллиарда рублей пойдут на создание новых рабочих мест, сказал Путин.
АвтоВАЗ второй год подряд теряет ежегодно около $1 миллиарда, и менеджмент обещает за 12 миллиардов рублей выйти на безубыточный режим работы к весне 2010 года - при условии реструктуризации долга. Иностранный акционер завода - французская Renault не хочет терять свои 25 процентов, но не готова помочь деньгами - французы обещают технологии.
План реструктуризации завода, осложняемый желанием менеджмента избавиться от более чем 20.000 из 96.000 работников на фоне заверений правительства о том, что массовых сокращений не будет, предполагает выпуск в Тольятти пяти моделей на глобальной платформе Renault/Nissan - двух Renault, двух Lada и одной Nissan.
Помимо французов блокпакетами АвтоВАЗа владеют госкорпорация Ростехнологии и российская инвесткомпания Тройка Диалог. Они должны обсудить будущее завода и план его реструктуризации на встрече с чиновниками 10 ноября.
Общие черты плана уже известны, однако Путин во вторник говорил о нем в будущем времени.
"Акционеры - и российские, и иностранные - должны будут предложить адекватную программу развития предприятия, не только для выхода из кризиса, но и программу долгосрочного посткризисного эффективного развития", - сказал он.
"Кроме этого потребуется еще поддержка создания перспективных рабочих мест, связанных с развитием - создание технопарков, новых производств, малых предприятий вокруг АвтоВАЗа. На строительство, на дооборудование, по подсчетам экспертов, потребуется еще около 5 миллиардов рублей", - сказал Путин.
"Но это вопрос следующего шага, который мы должны будем обсудить дополнительно", - заключил он.