Армения ждет скорого открытия границы и установления дипломатических отношений с соседней Турцией, однако отказывается увязывать этот процесс с урегулированием конфликта вокруг Нагорного Карабаха, сказал в интервью Рейтер министр иностранных дел Армении.
Армения и Турция в середине октября подписали протоколы о налаживании отношений между двумя странами и открытии границы, которая была закрыта по инициативе турецкой стороны в 1993 году в знак солидарности с Азербайджаном во время его конфликта с Арменией вокруг Нагорного Карабаха.
Протоколы переданы на ратификацию парламентам двух стран. Политики и эксперты опасаются, что данная процедура может затянуться из-за требований Анкары достичь прогресса в урегулировании карабахского конфликта и отказа Еревана увязывать эти вопросы.
Однако глава МИД Армении настроен оптимистично.
"Зачем мы подписывали два протокола, если мы не собираемся их ратифицировать и реализовывать? Я думаю, что все международное сообщество ждет быстрой ратификации и реализации, а также уважения в отношении договоренностей, которые содержатся в протоколах", - сказал в пятницу Эдвард Налбандян.
При этом он отметил, что Ереван считает неприемлемым увязывать оттепель в отношениях с Турцией с урегулированием карабахской проблемы.
"Разговор о предварительных условиях - это создание новых препятствий и искусственных трудностей. Я не думаю, чтобы это был правильный путь или мудрый подход для приближения к ратификации и реализации этих двух протоколов", - сказал Налбандян.
"Если одна из сторон будет задерживать или создавать препятствия на пути ратификации и реализации, то, я думаю, она будет нести всю ответственность за негативные последствия", - добавил он.
Глава МИД Турции ранее заявлял, что рассчитывает на открытие границы к концу текущего года. Налбандян не стал уточнять возможных сроков.
"Мы не можем установить определенное время, когда эти протоколы будут ратифицированы, но мы можем прямо сказать, что сделаем все возможное для их ратификации как можно быстрее", - сказал глава МИД Армении.
Налбандян признал, что налаживание отношений между двумя странами, включавшее как многочасовые раунды переговоров, так и "футбольную" дипломатию, когда президенты Турции и Армении присутствовали на футбольных матчах двух команд в обеих странах, не является легким.
"Ни один из этапов переговоров не был легким. Каждый этап был труднее предыдущего, однако мы все-таки достигли договоренностей и подписали протоколы, потому что на то была политическая воля", - сказал Налбандян.
Это вызывает неоднозначную реакцию как в Анкаре и Ереване, так и в рядах многочисленной армянской диаспоры.
Отношения двух стран омрачают события 1915 года, когда на территории Турции были убиты около полутора миллионов армян. Армения требует признать массовые убийства как геноцид, однако Турция отрицает эту формулировку.
В Ереване несколько раз проходили митинги протеста, организованные националистической партией Дашнакцутюн, которая, выступая против выдвигаемых турецкими политиками условий сближения двух стран, покинула правящую коалицию в парламенте Армении.
Однако прогресс в турецко-армянских отношениях вызывает самую негативную реакцию у соседнего Азербайджана.
Кровопролитный конфликт между Азербайджаном и Арменией вокруг населенного армянами, но входившего в состав советского Азербайджана Нагорного Карабаха в конце 1980-х - начале 1990-х годов унес десятки тысяч жизней и завершился де-факто отделением этой территории от Азербайджана. Более миллиона человек стали беженцами. Нагорный Карабах не признан ни одним государством.
Многочисленные раунды переговоров между Азербайджаном и Арменией пока не вылились в конкретные договоренности, однако в последнее время международные посредники заговорили с оптимизмом о возможных результатах в мирном процессе.
Налбандян подтвердил, что в "интенсивном" переговорном процессе прослеживается "позитивная динамика", однако отметил, что говорить о скором урегулировании рано.
"Я не думаю, что было бы серьезным говорить о том, что завтра, или через месяц, или за короткое время мы достигнем соглашения", - сказал Налбандян.