Стучал – не достучался
Директор научно-исследовательского экономического института (НИЭИ) Минэкономики Степан Полоник заявил, что знал о негативных последствиях глобального кризиса на экономику Беларуси еще два года назад, но признает, что был недостаточно настойчив в доведении своих выводов до правительства, передает Interfax.by
"Еще на 8-й международной конференции по прогнозированию (осенью 2007 года - ИФ) была дана развернутая схема финансового кризиса и его влияние на экономику Беларуси", - заявил С.Полоник, выступая в четверг на 10-й международной конференции "Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития", которую ежегодно проводит НИЭИ.
"Еще тогда были высказаны предположения, как глобальный кризис отразится на Белоруссии, в каком состоянии наша финансовая система и как ее надо спасать", - утверждает он.
Полоник признал: "Да. Позиция ученых-экономистов должна была быть более настойчивой, нужно было организовать доведение наших выводов до сведения правительства. Может быть, и не только в тех обстоятельствах".
"Мы не снимаем с себя ответственность ученых-экономистов", - заявил он, комментируя запоздалую реакцию экономических властей Беларуси на вызовы глобального кризиса.
"Сегодня мы гасим пожар кризиса, надеясь, что белорусская экономика выйдет из огня, как птица Феникс", - сказал Полоник.
Забыли «погуглить»
Но все же возникли сомнения, что директор НИИ решился на подобные откровения по собственной инициативе, основной смысл которых сводится к тому, чтобы завуалировать явный непрофессионализм чиновников Минэкономики. В совокупности с заявлениями замминистра экономики Татьяны Старченко все прозвучавшее сегодня выглядело как хорошо отрепетированный спектакль.
"Кризис и все процессы, в которых мы сегодня участвуем, дают нам возможность проявить свои знания, опыт, и, конечно, роль науки в этот период существенно возрастает. Вместе с тем в этот момент (в кризис) проявилась недостаточность наработанных научно-экономической мыслью системных подходов, просто четких взглядов на происходящие процессы, которые могли бы помочь при выработке антикризисных мер", - заявила Старченко.
В общем, руководству Минэкономики не хватало научной мысли, в то время как научная мысль не могла достучаться до задумавшегося руководства министерства. Впрочем, если уж так робко стучался Степан Полоник, что мешало министру Зайченко и замминистру Старченко просто почитать интернет – погуглили бы по слову «кризис» или «стабилизец» или в конце концов «дно». Можно было в строке поиска задать и более интеллектуальный вопрос: «Как противостоять кризису?» или «Опыт развивающихся стран по предупреждению последствий кризиса».
Незыблемая стабильность
Впрочем, предположение, что Степана Полоника попросили «сознаться в содеянном», подтверждают и другие высказывания г-жи Старченко.
"Мы начали системную трансформацию экономической политики, ее либерализацию еще до начала мирового кризиса, он лишь многократно востребовал необходимость этой трансформации… В целом рациональное сочетание госрегулирования и предпринимательской инициативы было основой для стабильного развития экономики", - заявила Старченко, слова которой цитирует БелТА.
Единственное, что она смогла привести в качестве примера расцвета экономики, - этом перелом тенденции роста запасов готовой продукции на складах.
Что же касается системной трансформации, то под этим процессом следует понимать выполнение властями всех взятых на себя обязательств по соцгарантиям.
"Пусть сегодня и существует неполная занятость, некоторые предприятия перешли на неполную рабочую неделю, но сохраняется тот минимум социальных гарантий, которые взяли на себя предприятия и государство", - заявила Старченко.
Беларусь в отличие от многих других стран еще не нащупала дно и лишь пытается гасить пожар, устроенный властями. Но в какой стадии находится трансформация и либерализация, хорошо демонстрирует еще один ответ замминистра на досужий вопрос прессы о продолжении практики доведения заданий по объемам промышленного производства до конкретных предприятий.
"Будут задания", - сказала Старченко.
Похоже, что директор НИЭИ Минэкономики Степан Полоник так и не достучался до своих боссов.