Структура международных резервов стран с развитыми и развивающимися экономиками, в том числе России, скорее всего, не претерпит значительных изменений в ближайшие годы, считает вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин.
"В кратко- и среднесрочной перспективе вряд ли можно ожидать резких изменений в структуре валютных резервов в силу того, что "распродажа" долларовых обязательств привела бы к существенному сокращению их стоимости. Это относится и к российским резервам, которые уже характеризуются существенно меньшей долей доллара, чем мировые, - около 49% при 41% для евро", - заявил министр в интервью журналу "Промышленник России".
Он напомнил, что в 2008 году в долларовые активы было вложено 64% всех мировых валютных резервов, в евро - 27%.
Международные резервы РФ вложены в активы, номинированные в долларах, евро, фунтах стерлингов, иенах, швейцарских франках, а также в золото и SDR (специальные права заимствования, валюта МВФ).
Министр полагает, что в перспективе, вероятнее всего, будет происходить дальнейшая плавная диверсификация резервов, в том числе за счет наднациональных единиц.
"Возможные изменения в системе резервных валют можно подразделить на две категории: диверсификация резервов за счет существующих национальных валют либо использование наднациональных резервных валют, таких, например, как евро, и создание новых", - сказал Кудрин.
Он напомнил об инициативе Китая об использовании специальных прав заимствования, однако указал, что укрепление такой валюты требует большой многолетней работы, и ее судьба неопределенна.
"Создание наднациональных валют типа евро требует глубокой координации государств в регулировании и унификации законодательств. Создание новых союзов - долгосрочная и кропотливая работа", - сказал глава Минфина.
Комментируя идею вложить резервы в новые резервные валюты, Кудрин заметил, что и здесь есть свои "подводные камни".
Резервной валютой может стать только та, которая устойчива на протяжении десятилетий при последовательной политике правительства по обеспечению стабильной макроэкономики. Кроме того, она должна быть конвертируемой, и страна-эмитент должна иметь заметную долю в мировой торговле.
"Китайский юань сейчас неконвертируемая валюта, но лет через 10 она может стать конвертируемой и резервной", - не исключает министр.
В свою очередь, российский рубль, если еще не стал полностью региональной резервной валютой, то имеет признаки таковой.
"Наиболее благоприятные условия для расширения сферы использования рубля как одной из валют международных расчетов складываются в торгово-экономических отношениях с партнерами по ЕврАзЭС, СНГ и с Китаем", - отметил Кудрин.
Так, в 2008 году доля расчетов в рублях между участниками ЕврАзЭС составила 52,6%. Наибольший прогресс в использовании российского рубля достигнут с Беларусью - порядка 60%.