Министры финансов и главы центробанков стран "Большой двадцатки" договорились бороться с чрезмерными аппетитами банкиров, приведшими к возникновению жесточайшего финансового кризиса, сохраняя в силе антикризисные программы до тех пор, пока в мировой экономике не наметятся признаки устойчивого роста.
Об этом говорится в итоговом коммюнике саммита "Большой двадцатки" в Лондоне.
Хотя в целом ситуация в экономике заметно улучшилась по сравнению с апрелем, когда лидеры самых влиятельных индустриально развитых и развивающихся стран встречались в последний раз, они приняли решение не отказываться от мер по стимулированию экономики, чтобы не помешать едва наметившемуся росту.
Впервые лидеры "Большой двадцатки" заговорили о необходимости координации действий, оставляя за каждым участником право самостоятельно определять сроки отказа от антикризисных мер.
Однако в центре внимания на этот раз оказалась не борьба с мировым кризисом, а создание более безопасной финансовой системы. Министры обсуждали, как ограничить размеры бонусов банковских служащих и использовать часть получаемых ими денег для создания резервов, призванных подстраховать банки на случай очередного кризиса.
"Мы не можем допустить, чтобы все вернулось на исходные позиции, к той точке, где мы были на пике бума. Этого не должно повториться и не повториться. Нельзя ждать от банков, что они сами решат эту проблему, потому что эту проблему надо решать всем вместе... так что над этим должны поработать законодатели", - сказал Министр финансов США Тимоти Гайтнер.
Лидеры "Большой двадцатки" продемонстрировали редкую солидарность, согласившись оставить в силе программы по поддержанию экономики общим объемом в $5 триллионов, пока она в достаточной мере не окрепнет.
"Классической ошибкой правительства во времена экономических кризисов было запоздалое начало противодействия (спаду) при недостаточности мер и преждевременном отказе от них мы не собираемся повторять подобных ошибок", - сказал Гайтнер.
В итоговом документе представители G20 обязались сотрудничать с Международным валютным фондом (МВФ) и Советом по финансовой стабильности, разрабатывая стратегию скоординированного выхода из антикризисного управления экономикой.
В кулуарах саммита отдельные представители делегаций сокрушались, что во время встречи им так и не удалось добиться введения ограничений на бонусы банковских служащих - особенно тех, кто работает в получивших госпомощь банках.
"В целом мы пришли к соглашению, что делать дальше. Проблема в том, что требуется больше, нежели просто договоренность, нужны конкретные действия. Я поражен, что мы достигли таких высот консенсуса, но я жду, чтобы страны предприняли резкие меры на национальном уровне", - сказал директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан.
Участники саммита солидарны с мнением политиков, возмущенных сверхщедрыми вознаграждениями для банковских служащих - особенно в тех финансовых учреждениях, которые были спасены от банкротства за счет средств налогоплательщиков.
"Это оскорбительно для общественности, для налогоплательщиков, чьи деньги помогли банкам выжить помогают им и сейчас", - сказал премьер-министр Великобритании Гордон Браун в начале встречи.
Совместное заявление лидеров "Большой двадцатки" не содержит указаний, как надо сокращать зарплаты и бонусы работникам финансового сектора: "Мы обращаемся к Совету по финансовой стабильности с просьбой рассмотреть варианты того. как можно ограничить размер разнообразных вознаграждений с тем, чтобы снизить риски и улучшить деятельность банков в долгосрочной перспективе".
Заявление можно считать компромиссом между Францией и Германией, с одной стороны, и Великобританией, Соединенными Штатами и Канадой, с другой: если первые выступали за введение ограничений, то вторые возражали против них. В итоге решение спорного вопроса было отложено до саммита в Питсбурге в сентябре.
Министры финансов в целом согласились с тем, что банкам следует увеличить резервы на случай неожиданных убытков и непредвиденных обстоятельств, которые могут породить очередную волну банкротств в финсекторе.
В заявлении говорится, что от банков "потребуется увеличить капитал и улучшит его качество, как только начнется подъем в экономике".
Гайтнер призвал к "скорейшему" проведению реформы банковского регулирования, предупредив, что о ней могут забыть, как только дела в экономике пойдут на лад.
Гайтнер удивил многих коллег по "Большой двадцатки", за два дня до саммита разразившись предложениями по введению новых требований к банковскому капиталу: у глав финансовых ведомств не оставалось времени, чтобы как следует изучить представленные США восемь пунктов.
Вопрос представляется тем более сложным, что более жесткие требования к банковскому капиталу могут сказаться на прибылях финучреждений и привести к сокращению объемов выдаваемых ими кредитов, что в конечном итоге пагубно для экономики.
В заявлении страны "Большой двадцатки" поспешили согласиться с тем, что развивающиеся страны - прежде всего, Индия и Китай - должны играть большую роль в управлении Международным валютным фондом и Всемирным банком. Однако как это сделать, саммит не решил.
В коммюнике они ограничились формулировкой о "растущей роли" развивающихся стран, отложив решение вопроса до саммита в Питсбурге. Тем не менее, участники заседания отметили, что реформа Всемирного банка должна быть завершена в 2010 году, а МВФ - в 2011 году.
Страны БРИК - Бразилия, Россия, Индия и Китай - в пятницу выступили с предложениями по "переделу" власти в МВФ и Всемирном банке.