Последнее обновление: 26.05.2020 16:48

S&P's: Проблемные валовые активы белорусских банков могут достичь 35-50%

Банковский сектор Республики Беларусь (рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: B+/Негативный/B; в национальной валюте: BB/Негативный/B) характеризуется высокой степенью рисков в международном контексте, о чем свидетельствует оценка страновых рисков банковского сектора (BICRA)», — отмечается в опубликованном сегодня в RatingsDirect отчете «Оценка страновых рисков банковского сектора: Беларусь

В соответствии с градацией BICRA Беларусь относится к группе 9 (из 10, где 1-я наиболее высокая). Из других стран в эту группу входят Азербайджан, Казахстан, Нигерия, Вьетнам и Коста-Рика.

«Основанием для оценки BICRA является высокий уровень экономических и отраслевых рисков банковского сектора с преобладанием государственной формы собственности, на которую оказывают негативное влияние сокращение внешней ликвидности, высокая вероятность корпоративных дефолтов, ухудшение финансового положения домохозяйств и медленные темпы приватизации», — подчеркнул кредитный аналитик Standard & Poor's Сергей Дементьев.

«По нашему мнению, эти риски частично снижаются за счет ограниченной зависимости банковского сектора от внешних заимствований, государственной поддержки в сочетании с докапитализацией четырех крупнейших госбанков, эффективности мер регулирующих органов в отношении дефолтов отдельных банков, а также повышения уровня раскрытия финансовой информации», — пояснила в свою очередь кредитный аналитик Standard & Poor's Екатерина Трофимова.

Банковская система Беларуси отличается высокой концентрацией и доминирующим положением четырех госбанков, на долю которых приходится 77% рынка (по состоянию на 1 июля 2009 г.).

«Низкая эффективность сектора обусловлена невысоким уровнем корпоративного управления и ограниченной конкуренцией между банками. Мы считаем, что основным риском в период рецессии является ухудшение качества активов. Согласно отчетности, по состоянию на 1 июля 2009 г. проблемные ссуды (нестандартные, сомнительные и безнадежные — по национальным стандартам) составляли 2,7% совокупной ссудной задолженности банковской системы. По нашему мнению, официальные данные по проблемным ссудам занижены ввиду поддержки государственных предприятий, что скрывает их реальную кредитоспособность и низкую производственную эффективность. Согласно нашей оценке, валовые проблемные активы (ВПА) в Беларуси могут достичь 35-50% в рамках обоснованного — но некатастрофического — сценария экономической рецессии в последующие два года, однако маловероятно, что официальные цифры проблемных ссуд достигнут такого уровня», подчеркнула Трофимова.

Вместе с тем, по мнению службы кредитных рейтингов Standard & Poor's, капитализация и прибыльность банковской системы — по состоянию на 1 июля 2009 г. достаточность нормативного капитала составляла 19%, а рентабельность активов 1,4% — позволяют несколько смягчить последствия потенциальных убытков для сектора, но может потребоваться дополнительный капитал, если рецессия примет затяжной характер.

Поскольку международные рынки капитала остаются закрытыми для фондирования, белорусские банки вынуждены полагаться в основном на внутренние ресурсы; более четверти совокупных обязательств банковской системы составляет государственное финансирование.

По состоянию на 1 июля 2009 г. на долю депозитов клиентов (включая государственные средства) приходилось 68% обязательств банковской системы. Доверие вкладчиков не пострадало, поскольку недавние опасения по поводу девальвации белорусского рубля не вызвали значительного оттока депозитов из банков. В 1-м квартале 2009 г. как свидетельство государственной поддержки банков доля средств Национального банка Республики Беларусь (НБ РБ) в обязательствах банковской системы достигала 10%, а доля депозитов государственных и правительственных организаций — 16%.

«В соответствии с нашими критериями мы относим Беларусь к числу «интервенционистских» государств, оказывающих поддержку системообразующим частным банкам. Однако ни один из них не удовлетворяет нашим критериям системообразующего банка, что не позволяет применять рейтинговую «надбавку» за потенциальную государственную поддержку», - говорится в отчете.

<Июль 2009
ПнВтСрЧтПтСбВс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
3456789
Август 2009>
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
Экономика