Второй по величине госбанк РФ ВТБ в первом квартале 2009 года получил чистый убыток в размере 20,5 миллиарда рублей против чистой прибыли в размере $121 миллиона (2,9 миллиарда рублей) за тот же период прошлого года, сообщил банк.
Аналитики ждали чистый убыток банка в первом квартале в размере 12,4 миллиарда рублей. Банк отчитывается в рублях впервые и фиксирует убытки третий квартал подряд.
В третьем квартале 2008 года убытки ВТБ составили $363 миллиона и были в основном связаны с потерями на ценных бумагах. Прибыль ВТБ за 2008 год аналитики объясняли "одноразовыми" доходами по торговым операциям и выкупом собственных евробондов.
В конце июня глава ВТБ Андрей Костин говорил, что отсутствие убытка по итогам 2009 года будет "маловероятным".
Чистый процентный доход ВТБ в первом квартале 2009 года составил 34,3 миллиарда рублей, а расходы на резервы под обесценение кредитов - 49,2 миллиарда рублей (или 7,1 процента среднего размера кредитного портфеля группы в годовом выражении).
Аналитики предсказывали, что отчисления в резервы у банка впервые могут превысить чистый процентный доход.
Чистая процентная маржа снизилась в первом квартале до 4,1 процента с 4,6 процента в четвертом квартале из-за увеличения стоимости фондирования.
Доля "плохих" кредитов в портфеле банка выросла до 4,3 процента с 2,4 процента на конец 2008 года.
Банк прогнозирует, что провизии на конец 2009 года могут превысить 8 процентов кредитного портфеля.
"Плохие результаты. Практически в два раза хуже, чем ожидалось", - сказал аналитик Юникредит Секьюритиз Рустам Боташев.
Аналитики RMG удивлены результатами банка: "И прогноз, и консенсус уже были достаточно пессимистичными".
"Основные факторы убытка - это существенное отчисление в резервы, которое оказалось выше ожиданий, и разовый убыток в 10,3 миллиарда рублей от реклассификации процентных свопов из хеджирующих инструментов в торговые", - говорит аналитик Совлинка Ольга Беленькая.
С другой стороны, банк получил разовый доход в 5,5 миллиарда рублей от выкупа собственных еврооблигаций, добавляет она.
Необходимость реклассификации свопов банк объяснил конвертацией в рубли ряда крупных захеджированных валютных кредитов в рамках поддержки клиентов ВТБ.
Единственный плюс - это большее, чем ожидалось, сокращение операционных расходов, отмечает Беленькая.