Амбициозный проект «Минск-Сити», призванный доказать всему миру инвестиционную привлекательность Беларуси, принести огромные прибыли участникам проекта и привлечь в страну огромные суммы иностранных инвестиций, может умереть, толком и не родившись. Основные причины – непреодолимая бюрократия в Беларуси, даже для главы МГК «Итера» Игоря Макарова – инициатора проекта, который входит в круг лучших друзей А.Лукашенко, и глобальный кризис, который лишил потенциальных участников возможности привлечь необходимые для запуска проекта средства.
Согласование проекта растянулось на годы, а когда стороны нашли взаимопонимание, пришел кризис. Уже прошлой осенью стало понятно, что своих денег у непосредственных участников проекта Itera Development Group, российского девелопера СУ-155, ОАО «МА «Внуково» (принадлежащая московской мэрии) на этот проект нет. Привлеченные по началу к проекту Внешэкономбанк и ВТБ не горели желанием финансировать грандиозную стройку в Беларуси. Тем более, что у российских участников проекта хватало своих проблем. Поостыли и более мелкие инвесторы, которые до кризиса активно предлагали свои деньги, надеясь получить доступ к огромному девелоперскому пирогу.
Проект Минск-Сити предусматривает вынос за пределы столицы Минского авиаремонтного завода с последующей застройкой всей территории аэропорта Минск-1. По разным оценкам, стоимость проекта составляла 5-7 млрд. долларов.
Получив минувшей осенью очередной пакет гарантий и льгот со стороны белорусских властей в виде очередного указа Лукашенко, участники начали определенные телодвижения по его реализации – речь идет о выселении жилых помещений, находившихся на территории будущей застройки. Однако на письмах о предстоящем выселении дело остановилось. Работающая в Беларуси дочка Итеры ООО "Итера-инвест-строй" на протяжении последних нескольких месяцев пыталась своими PR пресс-релизами убедить общественность, что реализация проекта движется полным ходом, но в это мало кто верил. Достаточно было своими глазами взглянуть на скорость «возведения» еще одного проекта Итеры в Минске – бизнес-центр на Танковой.
Между тем, весной текущего года к финансовым проблемам участников добавились другие проблемы, а именно разборки внутри самой Итеры. Как сообщила вчера газета «Коммерсант», на большую часть девелоперских активов Итеры в России, оценивавшихся в $2 млрд, наложен арест. После увольнения в конце мая первого вице-президента "Итеры" Валерия Короткова, которому принадлежит 25,1% в Itera Development Group и кторый до недавнего времени курировал проект в Беларуси, бывшие партнеры делят строительные проекты через суд.
По словам Короткова, который был уволен в связи с "выявленными в ходе внутреннего аудита серьезными финансовыми нарушениями в возглавляемой им девелоперской структуре", между ним и "Итерой" сейчас ведутся переговоры по разделу активов.
Отсутствие денег заставило белорусские власти искать других, более заинтересованных инвесторов, и к проекту привлекли бизнесменов из Сербии – семью Каричей, которые столь щедро приняли А.Лукашенко в марте текущего года на одном из сербских горнолыжных курортов.
Причем, сербские бизнесмены, а одного из братьев – Драгомира Карича – прочат на место Короткова в Итере, в проекте Минск-Сити должны заменить «уставшее» от девелоперства на фоне кризиса СУ-155.
А ведь именно СУ-155 в свое время настояло на том, чтобы наблюдательный совет компании "Минск-Сити" возглавил первый вице-мэр и глава московского стройкомплекса Владимир Ресин (у СУ-155 и Ресина давние хорошие отношения).
Сам Ресин в минувшую пятницу приезжал в Минск, где пообещал, что Москва не бросит свои проекты в Минске – под покровительством московской мэрии в Минске осуществляется застройка микрорайонов Лебяжий и на проспекте Дзержинского.
"Мы не можем подвести, ссылаясь на кризис. А те намеченные сроки, обязательства по которым мы взяли, мы обязательно выполним", - заявил Ресин на встрече с белорусским премьером С.Сидорским, пообещав, что в текущем году развернутся работы по строительству "Минск-сити".
Впрочем, сам Ресин вряд ли верит в собственные слова. Поскольку, вчера Стройкомплекс Москвы подверг сомнению искренность высказываний своего руководителя в столице Беларуси. Разве можно говорить о грандиозных стройках в кризисные времена?
Как сообщает РБК со ссылкой на возглавляемый Ресиным Стройкомплекс, расходы на строительство в Москве в 2009 года из-за кризиса сокращены втрое - с 360 млрд руб. до 130 млрд руб., причем объем строительства социального жилья не превысит в текущем году 720 тыс. кв. м, что вдвое меньше намеченного.
Если уж в Москве нет денег на стройки, на что в таком случае рассчитывать Минску. Ну только если на тихое инвестирование строительства нового авиаремонтного завода, в котором заинтересовано ОАО «МА «Внуково». Хотя в данном случае речь идет о сумме в 200 млн. долларов, что несопоставимо с общей стоимостью Минск-Сити.
Но сегодня проблема заключается и в том, что не помогут и сербские братья Каричи. В свое время их к Минск-Сити не подпустили, по разным причинам. В сложное финансовое время с сербами помирились и привлекли к участию, не афишируя это среди белорусского сообщества. Между тем, в Европе на различных выставках сербы открыто рекламируют проект Минск-Сити, позиционируя себя в качестве партнера Итеры. Цель рекламы – поиск инвесторов, что говорит о том, что своих денег, необходимых для старта грандиозной стройки, у Каричей также нет, как нет у Итеры, СУ-155, московской мэрии и прочих желающих помахать девелоперским кайлом в Минске.
В итоге, к середине лета-2009 вокруг проекта Минск-Сити сложилась патовая ситуация. С одной стороны, денег на стройку нет ни у одного из участников проекта, а возможность привлечь столь серьезные деньги в условиях кризиса расценивается как маловероятная. С другой стороны, сами участники продолжают пускать пыль в глаза, заявляя о своем участии, при активном содействии со стороны белорусских властей, поскольку не первые, и тем более вторые не смогут отказаться от Минск-Сити по имиджевым причинам. Замораживание проекта Минск-Сити попросту сведет на нет все усилия белорусских властей, рекламирующих Минск как один из наиболее привлекательных городов мира по инвестициям в недвижимость, а также скажется на имидже его участников, по сути рискнувших влезть в проект, который иначе как мыльный пузырь не назовешь.
В этой связи можно предположить, что проект ни в коем случае не свернут, хотя де-факто стройка уже заморожена. В ближайшее время – от года и больше - тему Минск-Сити будут искусно подогревать различными заверениями высокопоставленных лиц и сладостными пресс-релизами, выгоняя в нужный день на пару часов на место стройки какой-нибудь бульдозер, кран или экскаватор. Такая канитель будет продолжаться до тех пор, пока откуда-нибудь не свалятся деньги.
Но поскольку выход из кризиса, по оценкам экспертов займет несколько лет, то вполне возможно состав участников проекта будет еще меняться и значительно вырастет за счет того, что проект будет разбит на большое количество кусков, под застройку которых еще можно будет найти инвесторов с деньгами.