А.Лукашенко указом от 4 июня одобрил в качестве основы для проведения переговоров проект белорусско-украинского соглашения об условиях поставок в Украину шин пневматических резиновых новых для легковых автомобилей.
«Соглашением устанавливается гарантированный объем поставки белорусских шин в Украину по ценам не ниже устанавливаемых при реализации их на внутреннем рынке Беларуси. Заключение соглашения будет способствовать сохранению данного товара на украинском рынке», - сообщает пресс-служба, комментируя подписание указа.
На проведение переговоров и подписание соглашения уполномочен посол Беларуси в Украине Валентин Величко. Соглашение будет временно применяться с даты подписания до его вступления в силу.
Как сообщалось, в феврале т.г. украинский производитель шин ЗАО «Росава» обратился в правительство Украины с требованием начать антидемпинговое расследование поставок белорусских шин в Украину. При этом компания ссылалась не столько на рост объемов поставок белорусской шинной продукции на украинский рынок, сколько на намеренное снижение экспортных цен «методом галопирующего демпинга».
Действия украинской компании заставили ОАО «Белшина» начать переговоры, по итогам которых белорусское предприятие обязалось ограничить объемы поставок продукции в Украину, а также уравнять цену импорта товара с ценой на внутреннем рынке.
При том до 1 апреля должно было быть подписано соответствующее межведомственное соглашение между МИД Беларуси и Минэкономики Украины. Однако документ об ограничении поставок белорусских шин на украинский рынок так и не был подписан и «Белшина» продолжала поставлять продукцию в Украину по прежним ценам и в прежних объемах.
По данным государственной украинской организации «Укрзовнишэкспертиза», с 2005 по 2007 год «Белшине» удалось в 2,4 раза увеличить свое присутствие на украинском рынке шин для легковых автомобилей – с 263 до 632 тыс. штук. А в 2008 году «Белшина» экспортировала в Украину уже свыше 811 тыс. шин. При этом украинский рынок шин почти не демонстрировал роста и белорусский производитель завоевывал потребителей, вытесняя с рынка украинские бренды. Так, на рынке шин для легковых автомобилей доля «Росавы» – крупнейшего украинского производителя шин – за три года снизилась более чем вдвое – с 64% в 2005 году до 30% в 2008-м.