Накануне Нового года Национальный Банк Беларуси разослал письмо, в котором изложил банкам свои рекомендации в такой сфере как аутсорсинг. В первую очередь речь идет об аутсорсинге в области информационных технологий.
Нацбанк отмечает, что ИТ-аутсорсинг позволяет банкам достигнуть таких преимуществ, как снижение уровня отдельных видов банковских рисков, сокращение затрат на информационную инфраструктуру, привлечение внешних инвестиций под определенные задачи, получение услуг более высокого качества и, что, пожалуй, самое главное, концентрация на основных бизнес-процессах, то есть предоставлении банковских услуг.
Вместе с тем, Нацбанк обращает внимание, что просчеты в выборе поставщика, невысокое качество самих услуг и неадекватные затраты «зачастую приводят не к снижению уровня рисков банка, а к генерированию дополнительных рисков, и в первую очередь операционных и репутационных рисков». В числе таких рисков - утрата контроля над ИТ-стратегией, процессом ИТ-обеспечения, возникновение критической зависимости от одного поставщика и вообще утечка коммерческой информации.
Упомянутые риски и заставили Нацбанк разработать ряд критериев, которыми главное банковское учреждение рекомендует банкам пользоваться при выборе ИТ-партнера. При этом следует понимать, что рекомендации Нацбанка, как правило, носят обязательный для выполнения характер.
Так, ИТ-партнер должен специализироваться на выполнении работ и (или) оказании услуг в области ИТ (доходы от этого вида деятельности составляют не менее 80% выручки), иметь положительную стоимость чистых активов и не иметь долгов перед бюджетом.
Конечно же, поставщик ИТ-услуг должен быть резидентом Беларуси, хотя Нацбанк допускает возможность разработки программного обеспечения нерезидентом при условии, что дальнейшая доработка, сопровождение и развитие ПО будет осуществлять белорусское предприятие.
Кроме того, ИТ-партнер должен иметь опыт работы по оказанию услуг в области ИТ на местном рынке не менее 5 лет, а численность его работников должна составлять не менее 20 – 25 человек.
Нацбанк выкатил определенные критерии и к качеству ИТ-услуг, которыми пользуются или намерены воспользоваться белорусские банки. Это и соответствие госстандарту ИСО 9001-2001 ”Системы менеджмента качества. Требования“, утвержденного в далеком 2001 году, и использование сертифицированного «железа» (компьютеров и прочего оборудования), и наличие в штате специально обученных сотрудников с правильно растущими руками, сдавших экзамены и имеющих сертификаты.
Особое внимание следует обратить на критерии, согласно которым поставщик ИТ-услуг должен обладать возможностью восстановления программно-технического комплекса банка «в случае непредвиденных ситуаций», способностью держать язык за зубами - обеспечить конфиденциальность информации, а также немного немало гарантировать защиту от непреднамеренного или случайного ее раскрытия.
Нацбанк отмечает, что приведенные критерии могут использоваться не только при ИТ-аутсорсинге, но и в других случаях при принятии решения о выборе сторонней организации для поставки, разработки и сопровождения автоматизированной информационной системы.
Глазами клиента
Безусловно – это замечательно, что Нацбанк проявляет такую заботу в отношении снижения операционных, репутационных и иных рисков белорусских банков. Однако, с точки зрения клиентов банков все эти рекомендации и критерии в большой части пока остаются филькиной грамотой, неспособной, может быть и на первый взгляд, сломать сложившиеся годами рутинные взаимоотношения между банком и его клиентами.
Речь идет о том, что на дворе уже 2009 год, а такие понятия как интернет-банкинг (смс-банкинг как его разновидность) пока остаются уделом особо продвинутых или небедных клиентов. Большинство клиентов белорусских банков по-прежнему топает ножками в банк, который в свою очередь вынужден содержать приличный взвод операционисток.
Да, белорусские банки предлагают новые технологии, однако их качество далеко не соответствует тому году, который значится на календаре, и даже тому уровню развития интернета, который сегодня наблюдается в стране.