Главная задача, которую решал А.Лукашенко в ходе официального визита российского президента В.Путина в Минск в декабре 2007 года, заключалась в том, чтобы любой ценой вернуть дотационный режим со стороны России в вопросах поставки энергоносителей. Такое мнение высказал известный российский эксперт Андрей Суздальцев, комментируя вчерашнее заявление официального представителя белорусского МИД.
«С точки зрения торговой политики, этот факт (введение Россией с 2007 года экспортной пошлины на поставляемую в Беларусь нефть) мы рассматриваем как пережиток прошлого и думаем, что мы найдем способ в будущем вернуться к свободной торговле нефтью», - заявил вчера начальник управления внешнеторговой политики МИД РБ Антон Кудасов.
В этой связи Суздальцев напомнил, что подписанный в ходе визита Путина Меморандум о современном этапе развития экономического сотрудничества между Россией и Беларусью «оказался фактическим согласием белорусской стороны на выравнивание по рыночным стандартам экономических отношений между двумя странами.
«Меморандум суммировал решения российского руководства в отношении РБ от декабря 2006 – января 2007 года, касающихся не только экспорта в РБ и транзита через ее территорию российских энергоносителей, но и проблемы ликвидации нетарифных ограничений для российского товарного экспорта на белорусский рынок, решение проблемы ввоза на территорию единой таможенной зоны товаров третьих стран, обеспечения безопасности и сохранности транзита между ЕС и РФ по территории РФ…. За день до саммита нижняя палата белорусского парламента ратифицировала таможенное соглашение с Россией»? – процитировал эксперт собственную статью.
Казалось, что 13-14 декабря Лукашенко прекрасно понял, что дотации не вернуть, отметил Суздальцев. Но уже спустя 5 недель белорусские власти начали публично говорить о тех факторах, без которых не может существовать «белорусская экономическую модель» - «основной бренд Лукашенко, являющийся для него «паровозом» для вторжения на российское политическое поле, заставляющий с ним считаться, его уважать, к нему прислушиваться».
«Белорусские власти хотят сохранить белорусский нефтяной оффшор, а для этого им нужна нефть без вывозной пошлины, газ по цене Смоленска и т.д.», - подчеркнул эксперт.
«Что и требовалось доказать… в очередной раз…», - заключил Суздальцев.