Последнее обновление: 26.04.2024 17:22

Казахстан хочет построить новый порт для перевозки нефти по Каспию

Казахстан может построить новый морской порт на Каспии, ожидая роста объемов перевозки нефти с началом в 2008 году добычи на месторождении Кашаган, говорится в сообщении Кабинета. Единственным в Казахстане торговым портом на Каспии является принадлежащий государству Актауский, который в 2004 году обработал 9,7 миллиона тонн грузов, включая 8,3 миллиона тонн нефти и нефтепродуктов.

"Создание новой транспортной инфраструктуры в поселке Курык позволит увеличить возможности транспортировки казахстанской нефти, и доходы Казахстана от разработки Кашагана возрастут более чем на $70 миллиардов", - говорится в сообщении. В нем не указана стоимость строительства и пропускная мощность нового порта. Пресс-служба премьера-министра сообщила, что решение об источниках финансирования будет принято после оценки проекта.

Пресс-релиз цитирует прогнозы нефтедобывающих компаний, согласно которым к 2016 году транспортировка нефти и нефтепродуктов в Казахстане морским транспортом составит 38 миллионов тонн в год.

Официальная газета "Казахстанская правда" цитирует премьер-министра Даниала Ахметова, который поручил к концу июля госнефтекомпании Казмунайгаз совместно с Минтранскомом выполнить ТЭО бухты Курык, железнодорожной монополии Казахстан Темир Жолы - проектно-сметную документацию на строительство железнодорожной ветки от гавани Курык до Атырау, а Минтранскому - проект автодороги Курык-Атырау. Бухта Курык находится неподалеку от порту Актау и рядом с Кашаганом, а также близка к азербайджанскому терминалу Самгател, напрямую соединенному с нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан.

За счет Кашагана и освоения других каспийских блоков Казахстан рассчитывает утроить добычу нефти до 150 миллионов тонн ежегодно (3,5 миллиона баррелей в сутки) к 2015 году, войдя в десятку крупнейших нефтедобывающих стран.

Старт коммерческой добычи на Кашагане запланирован на 2008 год. Минэнерго Казахстана говорило, что рассматривает в качестве возможных маршрутов транспортировки рассматриваются Баку-Джейхан и Каспийский трубопроводный консорциум.

КТК принадлежит правительствам России, Казахстана и Омана, а также ChevronTexaco в лице Agip, ExxonMobil и ЛУКОЙЛу. Акционеры в октябре 2004 года в принципе решили вывести КТК на проектную мощность - 67 миллионов тонн (1,35 миллиона баррелей в сутки) ежегодно к 2008 году, но продолжают спорить о конкретных условиях. Россия требует увеличить тарифы на прокачку, чтобы повысить свои доходы от 24-процентной доли в КТК.

"Сейчас вопрос расширения пропускной способности Каспийского трубопроводного консорциума пробуксовывает, а значит, морская инфраструктура будет развиваться интенсивнее", - цитирует газета премьера Казахстана.

"Поэтому от планов модернизации порта Актау мы не отказываемся. Однако они будут заметно скорректированы. Порту, который уже сегодня способен закачивать на танкеры 15 миллионов тонн нефти, пока придется довольствоваться объемом в 10 миллионов тонн. Зато он имеет шансы стать крупной перевалочной базой для генеральных, сухих и контейнерных грузов", - добавил он.

По словам директора РГП Актауский международный морской порт Жениса Касымбекова, модернизация гавани обойдется в $100 миллионов. "Возможно, в проекты развития портовой инфраструктуры мы привлечем деньги пенсионных фондов", - цитирует газета премьера. Пенсионные фонды Казахстана испытывают дефицит инструментов для вложения средств и демонстрируют отрицательную доходность.



<Апрель 2005
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678
Май 2005>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
Энергетика