Российские банки столкнутся с недостатком капитала для роста из-за увеличения расходов на резервы под проблемные долги и снижения прибыли на фоне скакнувшей стоимости фондирования, приближающейся к уровню кризисного 2009 года, говорится в отчете международного рейтингового агентства S&P.
"Расходы на формирование резервов и привлечение фондирование будут быстро нивелировать эффект вливания в капитал, который банки уже получили в 2014 году, или планируют получить до конца года", - отметил аналитик агентства Сергей Вороненко во время презентации отчета журналистам, передает Reuters.
По прогнозам агентства, в этом и следующем году банки потратят треть операционных доходов на резервы, их чистая прибыль снизится вдвое в 2014 году, средний показатель чистой процентной маржи сократится до 4,3-4,7 процента.
До конца 2014 года и в течение 2015 года тридцатка крупнейших банков не сможет генерировать внутренний капитал в объеме достаточном для поддержки роста активов, считает S&P.
Санкции Запада отлучили пять крупнейших российских банков РФ Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, Газпромбанк и Внешэкономбанк от международных рынков капитала, что стало причиной роста стоимости фондирования и дефицита валютной ликвидности на рынке.
"К середине 2015 года стоимость фондирования может достигнуть пикового уровня, который мы отмечали в 2009 году... около 8,4 процента", - говорит Вороненко, по мнению которого у российских банков нет другого выбора, кроме как повышать ставки по новым кредитам.
Часть доходов госбанков также съедят резервы под потери на Украине, на которые, по оценке S&P, придется до 25 процентов совокупных операционных доходов трех крупнейших российских госбанков.
"Мы ожидаем, что госбанки будут расти быстрее рынка, так как их роль в удовлетворении потребности крупных корпораций в рефинансировании будет ключевой", - говорит аналитик Роман Рыбалкин.
Но достаточность капитала госбанков сейчас примерно на 40 базисных пунктов ниже, чем у частных банков, и государство, скорее всего, будет прямо или косвенно поддерживать их капитализацию, считает он.
Власти РФ уже пообещали 214 миллиардов рублей ВТБ, 25 миллиардов рублей Россельхозбанку и 40 миллиардов рублей Газпромбанку через конвертацию субординированных кредитов ВЭБа в привилегированные акции. Сбербанк получил возможность продлить субординированный кредит ЦБР на 500 миллиардов рублей.
Но это принесет лишь временное облегчение, считает S&P.
"Тех ресурсов, которые банки получат по замещению субординированных кредитов, их хватит примерно до конца 2015 года, некоторым из них возможно даже придется искать дополнительные источники капитализации и раньше", - говорит Вороненко.
S&P также указывает на риски для банковского сектора из-за девальвации рубля, считая, что ЦБ и Минфину придется помогать банкам с валютной ликвидностью.
"Ослабление рубля может оказывать серьезное давление на показатели фондирования и ликвидности, и мы действительно видим здесь серьезную проблему, если подобные тенденции будут усиливаться", - говорит Вороненко.
С начала второго полугодия рубль потерял почти 17 процентов к доллару, с начала года - почти 20 процентов.