Минэкономики прочит России годы западных санкций и предлагает помочь банкам с капиталом из средств ФНБ, вернуть им из бюджета часть прибыли ЦБР и обнулить требования к дивидендам для госбанков.
"Безусловно, мы должны дополнительного капитализировать банки, увеличивать капитал и первого, и второго уровня. Во-вторых, мы должны предоставлять новые субординированные кредиты, увеличивая капитал второго уровня. Третье - мы должны пойти на то, чтобы дополнительно вкладываться в капитал государственных банков", - сказал министр экономики Алексей Улюкаев журналистам в кулуарах форума в Сочи в субботу, передает Reuters.
Крупнейшие российские банки - Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк и Внешэкономбанк - оказались за бортом международных рынков капитала из-за санкций Запада. Изоляция от одного из основных источников ресурсов для инвестпрограмм крупных российских компаний обернулась возросшим спросом на банковские кредиты, рост которых упирается в скромный уровень капитализации кредитных организаций, над которым также довлеют проблемные кредиты всё ухудшающегося качества.
Российские власти уже одобрили поддержку ВТБ, Россельхозбанка и Газпромбанка за счет конвертации в привилегированные акции субординированных кредитов, выданных в кризис 2008-2009 года из средств ФНБ, а Сбербанку разрешили продлить субординированный кредит от ЦБ на 500 миллиардов рублей.
Улюкаев считает, что введенные после аннексии Крыма и ужесточенные после боев в Донбассе санкции сохранятся надолго и не будут зависеть от развития перемирия на Украине.
"Отсутствие долгосрочного фондирования... - это огромная проблема для банков. В условиях неопределенности высок риск невозврата валютных кредитов. Низкая депозитная активность компаний и населения, проблемы рефинансирования", - перечислил он риски банковской системы в новой реальности.
Источником дополнительной докапитализации банков могут служить средства накопительной пенсионной системы - 500 миллиардов рублей взносов за 2013 год, а также изъятые 243 миллиарда рублей за 2014 год и 309 миллиарда рублей за 2015 год. Улюкаев повторил, что считает конфискацию ошибкой и предлагает вернуть деньги на счета, и назвал их одним из источников антикризисного фондирования для банков и государства.
"Грубо говоря, все эти деньги можно поделить на три кучки. Одна кучка - это дополнительный спрос на ОФЗ... Деньги просто транзитом пройдут через НПФ и вернутся обратно в бюджет. Вторая кучка - дополнительная капитализация банковской системы. Вот на этот 1 триллион рублей можно было бы дополнительно капитализировать госбанки, а можно и войти в капитал частных банков, если они того пожелают. И третье - это как раз те компании, которые подверглись санкциям и очень из-за этого переживают, - Роснефть, Новатэк, у РЖД есть проблема фискального разрыва".
Еще один резерв для пополнения капитала Улюкаев нашел в прибыли Банка России, который в этом году заработает сверх плана около 300 миллиардов рублей за счет возросших операций по рефинансированию банков и 75 процентов направит в бюджет.
"Мне кажется, было бы логичным вернуть это банкам же, потому что эта процедура связана исключительно с монетарной политикой",- говорит Улюкаев.
Обнуление дивидендов для госбанков - это еще одно послабление, на которое они могут рассчитывать во время санкций, чтобы копить капитал.
"Те банки, которые являются публичными - это их дело. Они должны выработать свою дивидендную политику адекватную, но мы можем сказать, что мы не возражаем против снижения или обнуления дивидендов. Если эти средства уходят в капитал, формируются резервы, то можно и до нуля", - сказал Улюкаев, допустив и сокращение требований к дивидендам госкомпаний, попавших под санкции.
По словам Улюкаева, предложения Минэкономики пока не формализованы, но "на совещаниях отторжения у коллег из Банка России и правительства они не вызывают". Очередное такое совещание - о проблемах банковской системы - проведет в понедельник премьер Дмитрий Медведев, сказал министр.