Лукашенко завершил свой однодневный визит с ночевкой в Сербию. Вчера вечером белорусский борт №1 покинул Белград. Через день, два, неделю белорусский правитель расскажет, с какой целью он рванул к братьям-сербам. Но это будет его, Лукашенко, версия.
На поверхности никаких важных или срочных политических и экономических причин для этого официального визита не было.
Оказать моральную поддержку властям страны, пострадавшей от наводнений? Сербские власти скорее выберут платочек Евросоюза, чтобы поплакаться, нежели скупое плечо Лукашенко.
Не последует в ближайшее время и заявлений со стороны Сербии и заявлений в вхождении автономным регионом в состав РФ или хотя бы о намерениях вступления этой страны в ТС с последующим апгрейдом до ЕАЭС, несмотря на европредложения, поступившие в адрес Косово. Впрочем, Лукашенко мог слетать и для того, чтобы предостеречь руководство Сербии от подобных заявлений на фоне украинских событий «Ой, что-то неладное в Кремле творится».
Об официальной части визита и писать нечего. Принято совместное заявление из серии «бла-бла-бла» («обозначено обоюдное стремление к дальнейшему укреплению долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества между двумя государствами как на двусторонней основе, так и в многостороннем формате»).
Подписаны дежурные меморандумы: о развитии и создании в Сербии соответственно сборочного производства МАЗ и сборочного производства тракторов малой мощности. Подобные меморандумы представители Беларуси подписывают с каждым встречным в пампасах и экваториальных джунглях.
Визит был «усилен» двусторонними документами о сотрудничестве в геологической сфере, области физической культуры и спорта, молодежной политики. Напоследок нужно упомянуть соглашение о сотрудничестве между Минском и Белградом и аналогичную писулю между Борисовом и Пожаревацом.
Ну, да. Лукашенко получил орден сербской православной церкви.
Понятно, что самая интересная с информационной точки зрения часть визита прошла в среду вечером, ночью и утром четверга до начала протокольных мероприятий. Лоббисты, шпионы, засланцы…
Принимая во внимание, что нынешнее руководство Сербии представлено сторонниками и людьми Милошевича (этакий социалистический реваншизм) можно предположить, что Лукашенко слетал в Белград, чтобы вывезти очередную партию денег бывшей КПРЮ или парочку одиозных фигур, скрывающихся от Гаагского трибунала. Но сегодня за окном 2014 год, и для таких миссий есть специально обученные люди на менее важных должностях, например, глава КГБ.
Будучи в Белграде, Лукашенко заявил, что США выступали против его визита. И если он не раздувал щеки, а такое часто случается в сказках и былинах белорусского правителя, то следует признать, что у Вашингтона были на то свои причины – уж слишком быстро начали восстанавливаться отношения между Западом и белорусской диктатурой при отсутствии известных подвижек со стороны последней.
Можно упомянуть активность белорусского МИД, но катализатором восстановления отношений с ЕС стали не Макей с Купчиной, а ситуация вокруг Украины и соответственно позиция официального Минска, отказавшегося поддержать РФ.
Приглашение Лукашенко на инаугурацию украинского президента Порошенко позволило белорусскому правителю нанести официальный, а не частный или рабочий визит в претендующую на членство в ЕС Сербию и стало своеобразным сигналом, что де-юре невъездной в Европу Лукашенко вовсе не является де-факто невъездным. Не станет сюрпризом, если уже очень скоро Лукашенко нарисуется с официальном визитом в очередной (восточно-) европейской стране.
Поддержка Украины, тотальная демократия во время ЧМ по хоккею, традиционные заявления о преемнике и интервью Собчак и Шустеру…
Но стоит обратить внимание и на еще один важный политический момент, который, конечно же, беспокоит США. По счастливой случайности или удачному совпадению в год (2015-й) очередного переизбрания Лукашенко председательство в ОБСЕ, которая никогда не жаловала белорусского правителя «справедливыми» вердиктами об итогах выборов, переходит к Сербии.
Такой шанс упускать нельзя. Поэтому Лукашенко лично и очень активно включился в работу по легитимации своего переизбрания в 2015 году. Признай Европа его очередную «победу» на выборах, и это будет совсем другая история.