Южная Корея переходит на закупку природного газа на спотовом рынке, чтобы предотвратить перебои с подачей электроэнергии в стране после вывода из эксплуатации нескольких ядерных реакторов из-за выявленных некачественных компонентов.
По итогам расследования выявлено, что подозрительные детали использовались по крайней мере на 14 из 23 реакторов страны. В результате на момент пикового летнего спроса шесть реакторов отключены, что создает существенный дефицит электроэнергии - до 2 млн кВт, по оценкам министерства торговли, промышленности и энергетики.
Ситуация усугубляется тем, что из-за ряда технических проблем приостановлена работа двух угольных ТЭС, и Korea Electric Power Corp. - энергетический монополист Южной Кореи - вынуждена работать в опасной близости от уровня предельной мощности.
"Южная Корея стоит на грани отключений электроэнергии из-за зашкаливающих летних температур и приостановки ядерных реакторов, - заявил Interfax Energy Хён Вук Пак из Оксфордского института энергетических исследований. - Малейший сбой на любой электростанции приведет к обесточиванию. Именно поэтому правительство просит людей отключить кондиционеры и заставляет госпредприятия и организации не пользоваться ими. Люди словно в сауне работают".
В свое время Южная Корея, как и Япония, сделала ставку на атомную энергию из-за практически полного отсутствия ископаемых видов топлива. Однако теперь ей приходится увеличивать потребление сжиженного газа, причем в самый неудобный момент - когда цены на рынке резко повышаются.
Как объявила на этой неделе Korea Gas (Kogas), импорт СПГ в Южную Корею в первой половине 2013 года составил 21,53 млн тонн. Мартовский прогноз на 2013 год предусматривал, что за год в целом компания закупит за рубежом 37,9 млн тонн СПГ, то есть на 2-е полугодие остается всего 16,37 млн тонн. Госкорпорация пока не стала менять прогноз, сославшись на недостаточный объем данных.
По данным Platts, Kogas последнее время неуклонно наращивает импорт СПГ: с 23,8 млн тонн в 2009 году до 31,82 млн тонн в 2010 году, 33,97 млн тонн в 2011 году и 34,97 млн тонн в 2012 году.
Долгосрочные контракты не могут полностью покрыть резко выросший в этом году спрос, к тому же и с ними не все гладко: Нигерия, шестая страна по величине поставок СПГ в Южную Корею, этим летом была вынуждена приостановить работу завода по сжижению газа на шесть недель.
В результате Kogas вышла на спотовый рынок раньше, чем предполагалось, приобретая СПГ и в Атлантическом, и в Тихоокеанском бассейнах. Всего в августе ожидается прибытие в страну 7 поставок СПГ, приобретенного на спотовом рынке: два газовоза из Тринидада и Йемена уже доставили ценный груз, во второй половине месяца за ними последуют 4 судна из Нигерии и одно в Перу. Кроме того, Kogas проявила интерес к тендерам на СПГ в Индонезии и на шельфе северо-западного побережья Австралии.
Высокий спрос на газ в Южной Корее подстегнул рост цен: если год назад дальневосточные покупатели могли приобрести СПГ по $13-14 за 1 млн британских тепловых единиц (BTU), то сейчас газ с поставкой в августе и сентябре 2013 года уже стоит больше $16 за 1 млн BTU, создавая опасную ситуацию по мере приближения к зимнему периоду.
Аналитики швейцарских трейдеров не исключают, что до конца зимы 2013-2014 гг. стоимость СПГ на Дальнем Востоке может превысить $20 за 1 млн BTU.