Внезапная «телепортация» А.Лукашенко из полей под Толочиным (Витебская область) в Сочи, которую довелось наблюдать на прошлой неделе, вызвала удивление у многих. «Несогласованное» освещение этого явления официальными российскими и белорусскими СМИ лишь только подогрело интерес к столь резкому географическому перемещению А.Лукашенко.
Август традиционно является месяцем встреч белорусского правителя с российскими лидерами в Сочи. Потому, несмотря на заморозки в белорусско-российских отношениях, само по себе заявление Лукашенко о желании встретиться с Медведевым не стало сенсацией и было вполне ожидаемым.
"Мы уже давно договорились с Дмитрием Анатольевичем - и когда были в Кыргызстане на Иссык-Куле - что нам в ближайшее время нужно обозначить повестку дня… Сейчас президент России, как известно, находится в Сочи, и он пригласил меня встретиться… Думаю, на следующей неделе такая встреча состоится…», - сказал Лукашенко в минувший четверг.
Очевидно, что в Киргизии, где Лукашенко решил не прогибаться под давлением России, отказавшись в очередной раз подписывать соглашение о создании КСОР и брать на себя руководство в ОДКБ, никаких договоренностей достигнуто не было. Тем более, что вскоре после неформального саммита неподалеку от Иссык-Куля появилась информация о весьма крупной ссоре между Лукашенко и Медведевым.
В этой связи высказывание Лукашенко под Толочиным рассматривалось как просьба о встрече – этакий шаг союзника навстречу Москве. Кроме того, срок «следующая неделя» был определен рабочим графиком Медведева: встреча с президентом Молдавии в прошедшие выходные, визит в Монголию во вторник-среду текущей недели. Раньше четверга, 27 августа, не получалось чисто технически.
Однако, уже в минувшую пятницу Лукашенко внезапно очутился в Сочи, как будто пытался доказать, что просьба о встрече не была очередным блефом перед Евросоюзом, и заодно пресечь всякие кривотолки и домыслы. Причем, его столь резвое перемещение в Сочи стало несколько неожиданным и для российской стороны.
О том, что Лукашенко уже находится в Сочи и что встреча состоится во второй половине тeкущей недели, сообщил в минувшую пятницу помощник президента РФ Сергей Приходько. Он же сказал, что эксперты (только !!!) готовят повестку дня переговоров, в том числе документы, связанные с сотрудничеством в топливно-энергетической сфере, взаимодействием в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза.
Белорусские официальные СМИ сообщили лишь о предстоящей встрече, но умолчали о том, что Лукашенко уже прилетел в Сочи. Подтверждение местонахождения Лукашенко с белорусской стороны последовало лишь в понедельник.
«…Александр Лукашенко направился с рабочим визитом в Российскую Федерацию», - сообщила пресс-служба Лукашенко, изрядно отредактировав его заявления под Толочиным. Суть редакции сводилась к тому, что договоренность о встрече была достигнута еще в Киргизии.
"Договоренность о ней (встрече) была достигнута… на недавнем неформальном саммите глав государств ОДКБ в Киргизии", - гласило сообщение пресс-службы.
Рабочий визит подразумевает рабочую встречу, тем более что речь, по словам самого Лукашенко, идет о необходимости обсудить «весь спектр сложных вопросов, которые не решаются». Но вчера пресс-служба Кремля заявила, что 27 августа пройдет неформальная встреча Лукашенко и Медведева. То есть, «попробуем» еще раз найти общий язык, а устное согласование взглядов не будет автоматически означать официальную договоренность.
Море – приятная штука в летний период. Но даже предположение о желании вывезти своего младшего сына на море в последнюю неделю уходящего лета не объясняет внезапное перемещение А.Лукашенко. Ведь ничто не мешало ему улететь в Сочи 27 августа или, чтобы без суеты, вечером в среду 26 августа.
Что-то или кто-то явно заставил(о) Лукашенко, который очень не хотел появляться на российской (читай – вражьей) территории, побороть свое чувство и ступить на российскую землю. Не исключено, что личное присутствие в Сочи в момент разработки повестки переговоров с Медведевым позволяет ему компенсировать недостаток информации о помыслах Кремля.
Многочисленные встречи белорусских высокопоставленных чиновников с представителями МВФ, явная суета и отсутствие какой-либо информации о работе текущей миссии фонда в Минске позволяют предположить, что ситуация с предоставлением российского кредита в $500 млн. с момента выделения второго транша кредита МВФ в июле текущего года кардинально изменилась. Если в мае-июне текущего года Россия в качестве главного условия предоставления $500 млн. называла положительное решение МВФ по второму траншу, то сейчас МВФ в качестве одного из главных условий выделения 3-го транша выдвигает наличие конкретной договоренности с Москвой по кредиту.
В этой связи присутствие Лукашенко в Сочи является демонстрацией готовности Минска не просто договориться о выделении российского кредита, но жестко определить сроки его перечисления. Даже, если ради этого придется встать на колени…