Последнее обновление: 19.04.2024 15:54

Мозаика не складывается

Решенная загадка становится банальностью. (Джозеф Конрад)

1. Москва (Завидово)

Первичный анализ информации, поступающей из Минска, позволяет утверждать, что в целом мнение белорусской стороны о завершившемся 19 марта и продолжившемся 21 марта российско-белорусском саммите, осталось негативным. Оценки российского руководства – сдержанные, но не прозрачные, что, видимо, связано с тем, что российская сторона, как обычно, получила в избыточном объеме заверения и обещания со стороны А. Лукашенко. В «лучших» традициях диалога белорусского президента с Кремлем, А. Лукашенко согласился практически со всеми предложениями Д. Медведева, что, однако не вдохновила Д.Медведева и В.Путина. При этом ряд вопросов, затронутых во время переговоров остались не проясненными, как и сам формат встречи.

К формату российско-белорусского саммита имеются институциональные претензии. К сожалению, год от года российско-белорусские переговоры на высшем уровне все в меньшей степени носят характер встреч партнеров по единому проекту политико-экономической интеграции. Практически не рассматриваются процессы, подталкивающие интеграцию, не ставятся глобальные цели и не принимаются «дорожные карты» по их достижению.

Интеграция между Россией и Беларусью еще с начала 2000-х годов находится в стагнации, с 2007 года интеграционный проект вступил в стадию кризиса. Возможно, в условиях мирового финансового кризиса партнерам не до интеграции, но ведь регулярно поднимаемые вопросы координации усилий участников Союзного Государства по противодействию кризисным явлениям в экономиках России и Белоруссии и даже принимаемые совместные планы в своей основе имеют интеграционную союзную договорную базу, включая Союзный договор от 8 декабря 1999 г. Белорусские власти продолжают эксплуатировать союзную тему в качестве стартовой площадки для получения кредитов и иной российской ресурсно-финансовой поддержки.

Естественно, что в условиях, когда белорусская экономика находится в тяжелом положении и потребности в валюте достигают 1,2 – 1,5 млрд. долларов США в месяц, А.Лукашенко стремится напомнить Москве о себе, как о стороннике интеграции с Россией и «единственном союзнике». Последнее как-то не смотрится на фоне истории координации российской и белорусской внешних политик, включая события августа 2009 г. Прозвучавшее 19 марта из уст белорусского заявление о том, что экономика Беларуси обеспечивает работой более 10 млн. россиян, то есть почти 11% работоспособного населения России вызвало улыбку: ВВП РБ составляет от 2,5% до 3% от ВВП России (статус статистической ошибки). Чем нужно нагрузить 10 млн. россиян (в 2006 году численность трудоспособного населения (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 года) России составляла 90,328 млн. человек) для того, чтобы они работали на порядок хуже, чем их соотечественники?.. Эти все рассчитанные на не информированных людей мифы и фантазии не могут скрыть главное: Минск озабочен элементарным выживанием и строит комбинации по получению валюты буквально из любых источников.

Саммит 19 марта не привнес ничего радикально нового в судьбу уже не раз обсужденного российского кредита в 100 млрд. росс. рублей. Возникло предположение, что данный кредит, который Минск продолжает выбивать из Кремля, привязан к вопросу о признании/непризнания Абхазии и Южной Осетии.

Вопрос о цене на импортируемый республикой в 2009 году из РФ природный газ оказался в зоне переговоров «субъектов хозяйствования». Традиция прикинуться наивными мелкими карманниками (республика оплачивала в 1 квартале газ из расчета 128 долларов США за тыс. куб. метров, в то время как цена газа для Беларуси в это время составила 210 долларов США за тыс. куб. метров) сыграла не на пользу Минску. Деньги все равно придется вернуть…

В данном случае речь не идет о попытках белорусских властей под прикрытием кризиса ликвидировать комплекс российско-белорусских соглашений декабря 2006 – первой половины 2007 гг. Стоит отметить, что Минску уже удалось во многом выхолостить мартовское 2007 года соглашение о снятии ограничений по поставкам товаров на рынки России и Беларуси. Проблема в другом – долгое время сохранявшиеся в тайне от белорусского политического класса ценовые соглашения с «Газпромом» продемонстрировали, что А. Лукашенко не столько озабочен проблемами с Москвой или, тем более Брюсселем, сколько сохранением вокруг своего имени имиджа успешного переговорщика с Кремлем. Надо было утаить факт провала газовых переговоров… Как говорится, привет В.Семашко с 210 долларами США за тыс. м.куб.

Белорусский президент прекрасно понимает, что как только белорусский политический класс поймет, что потенциал главы белорусского государства в России ничтожен и он не в силах более обеспечивать экономику страны российскими ресурсами, кредитами и доступом на российский рынок, то его дни будут сочтены. Белорусские протоэлитные группы тут же на интуитивном уровне начнут подбирать А. Лукашенко замену. Безусловно, в этом случае претерпит фундаментальные изменения и белорусский авторитарный режим.

В этом плане забавным абсурдом выглядят надежды некоторых белорусских «аналитиков», рассуждающих о трансформации авторитарного режима (!) под воздействием внешнеполитических инициатив – европейской программы «Восточное партнерство». Люди сочиняют что-то новенькое в теории политологии.

Разного рода вненаучные фантазии о внедрении европейских ценностей в структуру авторитарного режима (!), о появлении в его развитии «позитивных» тенденций, безусловно, не просто продлевают дни нахождения у власти А. Лукашенко, но и создают почву для внедрения ближайшего окружения белорусского президента в европейский «ландшафт» и в будущую постлукашенковскую элиту Республики Беларусь – круг замыкается.

Возвращаясь к саммиту, стоит отметить, что вопрос о завершении работы кредитной линии в 2 млрд. долларов США вряд ли вызвал проблемы у двух президентов. Общее недовольство Минска тем, что Москва выдавала деньги по «чайной ложке», российское руководство проигнорировало…

На стадии разговоров осталось и предложение Минска включить в российскую государственную программу по поддержке национальных производителей 15 белорусских крупных предприятий – белорусское руководство не оставило попыток за счет российского бюджета разгрузить производственные склады своих «флагманов». Стоит напомнить, что и в требованиях к России выделить кредит в 100 млрд. рос. рублей (в феврале Минск уже объявил, что вопрос с кредитом будет решен), была заложена надежда, что Москва прокредитует (фактически выкупит) белорусский экспорт в Россию. Что потом Кремль должен был делать с тракторами и грузовиками Минск не волновало.

Включение белорусских предприятий в российскую государственную программу по поддержке национальных производителей на деле означает кредитование российской стороной конкурентов российских предприятий, оперирующих на российском внутреннем рынке. Между прочим, Минск преисполнен уверенностью, что данная задача будет решена.

Совершенно непрозрачны договоренности в сфере военно-технического сотрудничества и по вопросам модернизации белорусской армии (прежде всего ПВО). С учетом неуклонного вхождения РБ в программу ЕС «Восточное партнерство» было бы странно позиционировать Минск в качестве передового форпоста против НАТО. Тем более, что все, что в НАТО может летать, ездить и стрелять находится в Афганистане. С учетом планов Кремля завершить реформирование и переоснащение российской армии к 2011 – 2012 годам трудно представить, чтобы белорусская армия получила некие поставки новейшего оружия в приоритетном порядке. Тем более, что в России есть мнение о бесполезности военно-технического сотрудничества с А. Лукашенко, что связано с восприятием в Минске своего «союзнического долга» в отношении России.

В среде правящей в республики элиты имеют широкое хождение различного рода концепты об обязанности России в безусловном и неограниченном формате снабжать и обеспечивать Беларусь финансами, ресурсами, технологиями, включая двойного назначения, и военной техникой по образцу поддержки США своего союзника на Ближнем Востоке – Израиля. При этом не учитывается целый ряд факторов.

Прежде всего, Россия не является империей, чтобы оплачивать своих союзников. Обсуждение вопросов «являются ли империей США или до недавнего времени активно расширяющийся ЕС» мы оставим для другого случая.

Кроме того, Израиль практически не выходит из войн и антитеррористических операций, с одной стороны притягивая к себе всех недругов США в столь нестабильном регионе мира, как нефтяной Большой Ближний Восток, с другой стороны, воюет не щадя себя за американские интересы (не забывая при этом и о своих). К примеру, сепаратные переговоры за спиной Вашингтона между Тель-Авивом и Тегераном, невозможны в принципе… Учитывая позицию Беларуси в отношении российско-грузинской войны августа 2008 г., сохранения через Минск «грузинской тропы» на территорию России, попыток белорусского руководства одновременно оказаться в программах европейского интеграционного проекта и сохранить свое место в российско-белорусской интеграции (это равносильно вступлению Израиля в Лигу арабских государств), то сравнение будет не в пользу Беларуси.

Минск не может рассчитывать на поддержку Москвы в формате геополитической связки «Вашингтон – Тель-Авив». Фантазии на этот счет представителей высшей белорусской номенклатуры безосновательны и отражают явно завышенные представления о роли и месте Республики Беларусь в европейской и мировой политике. Пропагандистские сентенции о «союзничестве» на фоне «мощи» и «боеготовности» белорусских вооруженных сил требуется подтверждать. Августовская война продемонстрировала, что союзников у России нет, что, впрочем, не особо ее расстроило. Справилась сама…

2. Сочи (Красная поляна)

Поездка А. Лукашенко в Сочи, совершенная по приглашению российского руководства, меньше всего говорит о безоблачном состоянии российско-белорусских отношений. Неожиданный послесаммитный визит в третью столицу России свидетельствует о том, что как российская, так и белорусская стороны остались в целом недовольны диалогом в Завидово и хотели продолжить обсуждение ряда спорных в настоящее время вопросов. Кремль давно беспокоит общая недоговороспособность А. Лукашенко и, видимо, учитывая вышеназванный фактор, российское руководство желала закрепить обещания А. Лукашенко еще одной встречей.

Со своей стороны, судя по всему, белорусский президент остался недоволен низкой результативностью встречи 19 марта и ухватился за возможность еще раз попытаться решить хотя бы часть проблем, запланированных белорусской стороной для обсуждения на саммите.

В «истории про Сочи» присутствовал еще один фактор, в целом негативный для Минска, который видимо учитывало белорусское руководство, но ничего против него не могла поделать: Кремль пригласил А. Лукашенко не просто в южную столицу федерации, а буквально на границу с Абхазией. Вряд ли у Минска были иллюзии, что находясь столь близко к новой закавказской республике, белорусскому президенту удаться уклониться от встречи с абхазским, а то и югоосетинским руководством (Цхинвал все-таки отсутствовал).

Естественно, что на встрече с С. Багапшем, которая в итоге состоялась, стороны помимо вопросов экономического сотрудничества, обязательно касались вопроса о признании Абхазии и Южной Осетии. Обойти их просто невозможно. Если при данных условиях А.Лукашенко все-таки прилетел в Сочи говорит о том, что белорусский президент дал Москве обещания признать независимость и суверенитет новых закавказских республик.

Сейчас остается главный вопрос – сдержит ли белорусский президент свое слово? К сожалению за последние 15 лет мы слишком часто сталкивались с ситуацией, когда А.Лукашенко не выполнял свои обещания.

Итак, будет ли признавать А. Лукашенко независимость и суверенитет Абхазии и Южной Осетии? 31 марта 2009 года, за два дня до начала работы весенней сессии белорусского парламента, есть ясность только по деталям данной проблемы.

Безусловно, А.Лукашенко уже принял решение о признании/непризнании новых закавказских государств. Однако не исключено, что об этом решении знают еще один – два человека.

Общий внутриполитический фон говорит о том, что признания не будет: в повестке сессии нижней палаты нет вопроса о признании Абхазии и Южной Осетии, ЕС продолжает держать руку Минска «на пульсе», чему свидетельством является визит министра иностранных дел Испании (30 марта), в руководстве республики активна прозападная группа, в которую вовлечены отдельные ведомства (к примеру, МИД РБ).

Одновременно, имеются признаки, говорящие, что признание возможно: по белорусским телевизионным каналам прошли сюжеты о возможном экономическом сотрудничестве РБ с Абхазией (непризнанном Беларусью государством!), снова пропагандируются союзнические отношения с Россией, в белорусской номенклатуре появились рассуждения, что Абхазия и Южная Осетия потеряны Грузией навсегда. Стоит напомнить, что встреча А. Лукашенко с президентом Абхазии С. Багапшем была воспринята в Европе (А. Рар) в качестве свидетельства подготовки признания новых независимых закавказских государств.

Срочный отъезд В. Макея в Китай в момент принятия поворотного для судьбы Республики Беларусь геополитического решения может оказаться симптомом готовящегося признания Абхазии и Южной Осетии. Дело в том, что роль В. Макея в прозападной группе российского руководства известна… Нахождения В.Макея в Минске во время признания новых закавказских государств могло бы подорвать его авторитет на Западе.

Но с другой стороны, ни для кого не является секретом страстное желание А. Лукашенко появиться 7 мая в Праге. Оказавшись в окружении лидеров Евросоюза, А. Лукашенко явочным порядком легализует свои намерения идти на четвертый срок. Практически, он решает одну из основных проблем избирательной кампании 2010 – 2011 гг. Ставка огромна…

В целом, политическая мозаика очень сложна и пока не складывается. Запутанность ситуации не связана с сложным многоходовым сценарием, а скорее отражает смятие чувств А. Лукашенко и неспособность аналитических служб АП РБ выработать жесткий и подкрепленный на каждом этапе суммой обоснованных факторов план действий. Кроме того, не исключено, что А. Лукашенко ждет, что в последний момент Москва сделает ему шаг навстречу и он получит невиданный в истории приз. Дело в том, что белорусский президент вполне может находиться в плену сладких грез. Он, вообще-то, большой фантазер и до сих пор лелеет в своем сознании совершенно невероятные повороты судьбы, взлеты на гребень мировой славы и, что особо для него важно, глобального уважения. При этом в мечтах необходимо обязательно посрамить всех явных и срытых недоброжелателей, увидеть увиденных и поникших В. Путина и Д. Медведева и т.д. и т.п. Такого рода фантазии, между прочим, продлевают жизнь…

Но фантазии не являются политическими решениями. Рано или поздно придется на что-то решаться… или пытаться и дальше от решения уходить, рассчитывая, что проблема «рассосется» сама собой.

31 марта нет твердых доводов говорить, что РБ признает Абхазию и Южную Осетию, как нет и обратного. Но в ближайшие часы не исключено, что «мозаика сложится».

Андрей Суздальцев, Москва, 31 марта 2009 года, Politoboz.com



<Февраль 2009
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
2324252627281
2345678
Март 2009>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2324252627281
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
Политика