Последнее обновление: 16.04.2024 17:25

России нужна нефть по $70-75

Не получив доступа к сбыту газа на Украине, Россия заинтересовалась возможностью финансировать местные газопроводы. А продолжать финансово поддерживать российских нефтяников правительство РФ не собирается: "справедливая цена" нефти для них - $70-75 за баррель, и как только она сдвинется с нынешних $50, бизнесмены смогут самостоятельно наращивать добычу и инвестиции.

Об этом сказал журналистам вечером в пятницу министр энергетики РФ Сергей Шматко.

"Мы были готовы предоставить им (Украине) глубокие авансы в декабре- январе… Мы готовы и дальше это делать, оказывать финансовую поддержку программам модернизации газотранспортной системы", - сказал Шматко в интервью группе иностранных журналистов.

По мнению министра, это будет способствовать надежности поставок газа через Украину в Европу, которая этой зимой из-за срыва транзита осталась без топлива.

Однако в модернизации украинской газотранспортной системы должны принимать участие все вовлеченные в процесс стороны - и Украина, и Россия, и ЕС, подчеркнул Шматко.

"В этой ситуации, наверное, было бы правильно все-таки... и России, и Украине, и Евросоюзу садиться за стол и обсуждать проблему", - сказал он.

"СКАЖИТЕ, КОМУ НУЖЕН ГАЗ, - МЫ ЕГО СРАЗУ ПОСТАВИМ"

Сегодня Киев на инвестиционной конференции в Брюсселе собирается предложить европейским странам - ключевым потребителям российского газа - принять участие в масштабной реконструкции украинской газотранспортной системы, через которую Европа получает 20 процентов, а РФ перекачивает 80 процентов этого топлива.

По данным СМИ, Украина попросит $4,6 миллиарда.

Москва не определилась с размером встречного предложения о софинансировании.

"Про объемы (финансирования) сложно говорить сейчас. Я слышал разные оценки. Мы же пока не получили баланса топлива газотранспортной системы. Что там творится, мы до конца не понимаем", - сказал Шматко.

Москва давно стремится контролировать экспортный маршрут через Украину, однако Киев запретил участие частных и иностранных структур в управлении своей транспортной системой. Ранее власти Украины пообещали дать Газпрому доступ к сбыту газа в стране, но этот проект пока остался на бумаге.

По словам Шматко, Москва готова выделить деньги на украинские газопроводы для того, чтобы упрочить гарантии поставок газа в Европу и на саму Украину.

Но в надежности поставок в нынешней системе Шматко тоже не сомневается.

"Пока не вижу вообще даже сигналов, что подобное (перебои в поставках) может повториться. Они же платят. Вопросов нет. ... Если ... эта озабоченность существует, и России, и Украине, и Евросоюзу (надо) садиться за стол и обсуждать проблему", - сказал министр.

Ранее государственный украинский Нафтогаз предупреждал о возможных затруднениях с оплатой газа, а президент Украины говорил, что опасается за финансовое состояние компании, которая может уйти в залог по долгам. Грозил возможным отключением газа в случае неоплаты и российский премьер Владимир Путин.

На днях бывший посредник в российско-украинских поставках - компания Росукрэнерго, ныне практически исключенная из схемы, заявила, что из-за финансовых сложностей Украина близка к новому газовому конфликту с РФ.

Шматко же говорит, что решать нужно проблемы самой Росукрэнерго, которая недопоставляет газ в Польшу.

"Росукрэнерго не в состоянии сегодня в силу разных причин выполнить свои обязательства. ... Насколько я понимаю, Газпром готов подхватить этот объем и полностью его возместить. Необходимо внести изменения в межправительственное соглашение, которое было заключено. ... Оно подготовлено, согласовано, и будет в ближайшее время", - сказал он.

"Сегодня, в условиях, когда идет резкое соглашение объемов потребления газа… скажите, кому нужен газ, - мы его сразу поставим", - добавил министр.

Польша - последняя из стран Европы, где газоснабжение так и не восстановилось после январской "газовой войны" между РФ и Украиной, в результате которого поставки топлива в Европу были прекращены.

НЕ ОСТАВИМ КИТАЙ БЕЗ НЕФТИ

Кризис подкосил инвестиционные планы российских нефтяников и похоронил надежды на рост добычи в ближайшее время, но страна связана долгосрочными контрактами о поставках с Китаем.

До 2010 года РФ должна поставить китайской CNPC 48,4 миллиона тонн нефти по железной дороге. Затем начнет действовать соглашение о поставках через трубопровод Восточная Сибирь - Тихий океан, через который должно проходить по 15 миллионов тонн нефти в течение 20 лет. Под эти поставки государственные Роснефть и Транснефть получили от Китая кредиты на $15 миллиардов и на $10 миллиардов, соответственно.

На прошлой неделе Минприроды сообщило, что инвестиции компаний в добычу в Восточной Сибири, от которой зависит наполнение трубы ВСТО, значительно отстают от предусмотренных уровней. Запуск одного из крупнейших ресурсов - Ванкорского месторождения Роснефти - был отложен на полгода еще до кризиса, как объясняла компания, "из-за расширения проекта".

Шматко сказал, что тем не менее проблем с заполнением нефтью ВСТО не видит:

"Откуда нефть? Кто сказал, что Ванкор не будет запущен? Мы вопроса в такой конструкции даже не обсуждаем. Мы точно знаем, что там есть нефть, мы знаем, сколько этой нефти, мы знаем, что нужно сделать или доделать для того, чтобы окончательно запустить и месторождение, и создать необходимую транспортную инфраструктуру для того, чтобы это все функционировало".

Министр добавил, что межправсоглашение с Китаем о кредите и поставках нефти может быть заключено в течение месяца.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ ПО-РОССИЙСКИ

Эпоха масштабных налоговых льгот для борющейся за добычу нефтянки закончилась, напомнил Шматко. В общей сложности, с учетом девальвации рубля, отрасль получила порядка 500 миллиардов рублей.

"Нам удалось достичь главного: мерами по налоговому стимулированию нам удалось переломить у нефтяников ощущение некой несправедливости и нацеленности на такой пессимизм…", - сказал Шматко.

Он добавил, что еще могут быть приняты льготы для стимулирования средних и малых компаний при разработке скважин с низкой производительностью - "чтобы они, как санитары леса, выбирали то, что остается у больших компаний".

Для остальных, по мнению министра, все не так плохо.

"Сейчас цена пошла к $50 (за баррель), и у компаний в глазах появился блеск. Если она еще выше будет, я уверен, что они будут наращивать добычу", - сказал Шматко.

Чиновники, по словам министра, высчитали "справедливую" цену на нефть для компаний РФ - это $70-75 за баррель.

"Мы исходили из того, что для сохранения того уровня стимулов инвестиционной активности, которая была четыре или три года назад, и готовности компаний инвестировать деньги... (цена на нефть должна быть) $70-75, как мы считаем. Это справедливая цена", - сказал Шматко.

Комментируя слухи о возможном слиянии Роснефти и Сургутнефтегаза, министр назвал такой союз нецелесообразным.

"На волне падающего рынка, на волне экономического кризиса, есть ли смысл принимать серьезное решение о консолидации? Если бы рынок рост, тогда я понимаю эффект. Я читал в газетах, но не могу разделить этих вещей, потому что для меня с точки зрения управленческих вещей необходимости (в слиянии) нет,... а с точки зрения экономики я тоже сомневаюсь", - сказал Шматко.

Он также повторил, что Россия не собирается вступать в ОПЕК в ближайшие годы, хотя "проводит работу" по координации с картелем.

"Мы почувствовали высказанную многими странами заинтересованность в развитии именно двусторонних отношений Россия - ОПЕК", - сказал министр.



<Февраль 2009
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
2324252627281
2345678
Март 2009>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2324252627281
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
Энергетика