Вчера белорусские и иностранные инвесторы, томящиеся в ожидании решения об акционировании достаточно лакомого предприятия в Беларуси – РУП «Белтелеком», узнали, что этот процесс уже давно осуществляется и вот-вот перейдет в 3-ю стадию. Об этом вчера, 16 мая, рассказал на прошедшей в Минске пресс-конференции замминистра связи Беларуси Николай Струков.
По его словам, на 1-ом этапе реформирования отрасли связи в Беларуси было принято решение о разделении почты и электросвязи. Закончился первый этап в 1996 году. Затем начался 2-ой этап, в ходе которого "Белтелеком" стал проводить техническую модернизацию, необходимую для подготовки к осуществлению рыночной деятельности.
«Сегодня "Белтелеком" достаточно финансово независимая компания и имеет хорошую техническую базу», - подвел замминистра итог 2-го этапа, который должен закончиться к концу этого года.
«На третьем этапе (2008-2009 годы) должны произойти изменения в менеджменте», - сообщил Струков.
Он также отметил, что «Белтелекому» необходимо создать механизм раздельного учета затрат, усовершенствовать тарифную политику, покончить с перекрестным субсидированием (за счет высокой цены на доступ в Интернет и международную телефонную связь «Белтелеком» покрывал убытки от местной связи). Кроме того, замминистра не исключил, что существует потенциальная возможность снятия монополии «Белтелекома» на международную деятельность в области электросвязи (отмена монополии означает повсеместное использование IP-телефонии, что приведет в многоразовому удешевлению международной телефонной связи, а также независимые от «Белтелекома» каналы доступа во всемирную сеть, что позволит существенно – в десятки раз - снизить цены на доступ в Интернет).
«Необходимо развивать дешевый доступ в Интернет. В Беларуси финансовые возможности населения все еще ограниченные», - признал Струков.
Между тем, возможность сделать столь смелый «потенциальный» шаг – отказаться от монополии и перекрестного субсидирования, по его словам появилась после создания в Беларуси резерва универсального обслуживания (т.е. после введения c 1 апреля т.г. по сути оборотного налога со ставкой в 1,5%, который уплачивают все предприятия, имеющие лицензию Минсвязи).
«Из этого фонда будет финансироваться телефонизация сельской местности», - пояснил Струков.
Он также рассказал печальную историю о том, что развитие сети WiMax ограничивается нежеланием инвесторов вкладывать средства в эту технологию из-за «отсутствия единых стандартов» и высокой стоимости конечного оборудования (по словам Струкова – около 300 USD). При этом замминистра заверил, что развитие сетей с использованием технологии Wi-Fi в Беларуси не сдерживается.
Говоря о развитии сетей 3G в Беларуси, Струков высказался за расширение лицензии существующим операторам мобильной связи, отметив, что существуют проблемы выделения частотного ресурса для развития этой технологии, а также частотной координации с сопредельными государствами.
Замминистра сообщил, что «официальных поручений» по подготовке к продаже государственных долей в уставных фондах операторов мобильной связи в Минсвязи не поступало. (О возможной продаже ЗАО «БеСТ» за 500 млн. долларов и доли государства в ООО «МЦС» за 300-500 млн. долларов заявил на пресс-конференции 12 апреля А.Лукашенко).
В ходе пресс-конференции Николай Струков подработал в качестве пиарщика некой арабской компании, которая проявила интерес к инвестированию в сети 3G в Беларуси.
«Состоялась встреча представителей министерства связи и информатизации Беларуси с сотрудниками…. Представители компании проявили интерес к инвестированию в республику в технологии GSM и услуг третьего поколения», - сообщил Струков, выразив «глубокую уверенность» в том, что «сотрудничество» с арабской компанией «в этой сфере будет достаточно успешным».
В свою очередь, белорусам остается лишь питать надежду, что реформирование естественной монополии под названием РУП «Белтелеком», которое, по словам Н.Струкова, «не может быть проведено в одну минуту», когда-нибудь в итоге завершится, и результатом этого процесса станет резкое удешевление цены на доступ в Интернет, независимо от «финансовых возможностей» населения.