«Открытие в Минске представительства Еврокомиссии - это акт доброй воли со стороны Беларуси», - заявил в четверг А.Лукашенко, отвечая на вопросы журналистов.
По словам пресс-секретаря белорусского МИД А.Попова, такое решение «связано с тем, что идет нормальный рабочий процесс по развитию диалога Республики Беларусь с Европейским союзом».
«Белорусская сторона рассматривает представительство Еврокомиссии как эффективный канал для налаживания прагматичного конструктивного сотрудничества Беларуси с ЕС», – сказал в четверг А.Попов, отвечая на вопросы журналистов.
Еврокомиссия два года ждала «акта доброй воли» и в итоге дождалась благодаря «рабочему процессу по развитию диалога» Беларусь-ЕС. Однако, этот рабочий процесс начался совсем недавно, потому как еще в ноябре прошлого года, говоря о желании Еврокомиссии открыть офис в Минске, Лукашенко заявил буквально следующее: «Мы никому не препятствуем работать в Беларуси, но хотим, чтобы к нам с мечом больше не приходили».
«Если кто-то хочет открыть у нас представительство, белорусская сторона должна четко понимать, для чего это делают. На этот счет у МИДа есть определенная позиция… Мы высказали им свои соображения» - сказал тогда Лукашенко.
Очевидно, за время нефтегазового конфликта белорусская сторона очень хорошо поняла для чего именно официальному Минску, а не ЕС нужен офис Еврокомиссии.
«Белорусская сторона рассматривает представительство Еврокомиссии как эффективный канал для налаживания прагматичного конструктивного сотрудничества Беларуси с ЕС. С учетом имеющегося совершенно очевидного и взаимного интереса таких сфер очень много. Среди основных упомяну энергетику, развитие трансъевропейских транспортных коридоров, сотрудничество в области охраны совместных границ и развитие соответствующей приграничной инфраструктуры, борьбу с нелегальной миграцией, торговлей людьми, организованной преступностью, реализацию трансграничных программ и проектов в сфере охраны окружающей среды. Все это те сферы, на которых, как нам представляется, следует делать основной акцент в нашей будущей совместной работе с представителями Европейского союза», - пояснил сегодня представитель МИД.
На первый взгляд, казалось, Беларусь сделала определенный шаг в сторону диалога. Но не стоит забывать, что разрешения белорусской стороны Еврокомиссия ожидала около 2-х лет. На вопрос, сколько дней, месяцев, лет уйдет на само открытие представительства, А.Попов ответил очень туманно.
«Это станет предметом дальнейших консультаций между сторонами», - сказал он в четверг на брифинге.
Но самое главное, чиновникам из Евросоюза следует пристальное внимание обратить на сегодняшнее уточнение Лукашенко о принципах или условиях работы представительства Еврокомиссии.
Представительство Еврокомиссии «все равно будет работать в определенных рамках», - сказал в четверг Лукашенко.
Факт существования «определенных рамок» или «специальных договоренностей» подтвердил представитель МИД.
«Безусловно, консультации по этим вопросам проходят, и нам это представляется целиком естественным процессом. При этом он является техническим и логическим в существующих обстоятельствах», - сказал Попов.
Вся логика и техника процесса становится понятна из разъяснений Лукашенко, которые лишь только подтверждают точку зрения, неоднократно высказанную рядом белорусских экспертов. Сделав лишь небольшой шаг навстречу ЕС, белорусские власти тут же потребовали уступок со стороны Евросоюза.
«После решения об открытии представительства Еврокомиссии в Минске, белорусская сторона ожидает соответствующих шагов от Евросоюза. Если их не последует, будет понятно, что Европа не хочет на равных вести диалог с Беларусью», - сказал Лукашенко.
Фактически ЕС уже попал в шкловский капкан, который готов захлопнуться в любой момент. И если до открытия офиса Еврокомиссии в Минске Запад не выяснит, какие «соответствующие шаги» от него ожидают белорусские власти, капкан захлопнется окончательно.