Правительство Беларуси готово пойти на давно откладываемую либерализацию в экономике, чтобы пережить кризис, вызванный подорожанием импортируемых из РФ энергоносителей. Об этом заявил в интервью Рейтер первый вице-премьер Владимир Семашко.
Беларусь сохранила госконтроль над экономикой, отказывалась от приватизации и провозглашала опору на собственные силы, но в новых условиях заговорила о готовности уступить контрольные пакеты своих крупнейших предприятий частным инвесторам, чтобы обеспечить модернизацию экономики, которую ждут трудные времена. Россия с 1 января более чем вдвое повысила стоимость поставок газа для Беларуси и ввела пошлину на поставки нефти для ее НПЗ, что привело к увеличению цены нефти на 25%.
"Это одномоментное повышение цен - серьезное испытание для белорусской экономики...Мы считаем, что этот год у нас будет сложным, его нужно пережить, а дальше ситуация стабилизируется", - сказал вице-премьер.
В качестве меры реагирования Беларусь подняла цены на газ для своих промышленных потребителей - на 89%, и на 21% - на электроэнергию, хотя обещает не допустить серьезного повышения тарифов для 10-миллионного населения.
"Естественно, это происходит за счет дополнительных издержек для бюджета", - сказал Семашко.
Ряд экспертов предрекает кризис Беларуси, чей 10-процентный рост последних нескольких лет был во многом обеспечен за счет низких цен на российские энергоносители. Однако правительство обещает не допустить экономического спада.
"Предварительные данные января говорят о том, что экономика в целом справилась с шоковым ростом цен на газ," - сказал Семашко.
"Несмотря на некоторые сбои в январе мы надеемся, что прогнозный показатель января мы выполним и покажем тем самым, что несмотря на повышение цен, наш план экономического роста на этот год в 7-8% мы в состоянии обеспечить", - сказал Семашко.
Он сослался на предварительные статданные, по которым рост промышленного производства в январе составил 12-13%.
Повышение стоимости газа и введение пошлин на нефть потребует от Беларуси дополнительных расходов на $2,5-2,7 миллиардов в 2007 году.
А.Лукашенко в интервью Рейтер накануне предупредил Россию, что рассчитывает взыскать $5 миллиардов в виде "рыночной" компенсации за транзит энергоносителей, грузов и аренду военных объектов.
Премьер назвал и другой возможный источник средств: приватизация.
"На некоторых предприятиях нефтехимического комплекса мы готовы к тому, чтобы при определенных условиях отказаться от контрольного пакета", - сказал Семашко.
"Если приходит серьезный партнер, то ему при условии модернизации предприятий, строительства новых производств мы готовы передать и контрольный пакет, и вплоть до 70-55% акций."
Несколько лет назад Минск уже заявлял о намерении приватизировать предприятия нефтехимии и переработки, но ни одна из сделок не состоялась - белорусские власти требовали значительных вложений в модернизацию этих предприятий, но при сохранении за государством контроля.
"Мы готовы эти акции, вплоть до контроля, продавать тем компаниям, которые...обладают достаточными финансовыми ресурсами для их модернизации, сырьевыми ресурсами, для загрузки этих предприятий и рынками сбыта. С такими компаниями мы с удовольствием обсудим тему участия в акционировании наших предприятий", - сказал Семашко.
Он также сообщил, что страна готова продавать за символическую цену убыточные предприятия частным компаниям - при условии вложения средств в реанимацию этих производств.
"Правительство и администрация президента полагают, что продажа за номинальную стоимость убыточных предприятий, что это процесс пойдет в Беларуси", - сказал Семашко.
По его словам, правительство уже обсуждает передачу завода по производству велосипедов и мотоциклов Мотовело белорусской компании Амкодор, которая специализируется на выпуске коммунальной техники.
Вместе с тем премьер отметил, что Минск "никогда не пойдет" на "ту неосмотрительную приватизацию, как это было в России."
В канун нового года Беларусь после долгих возражений и нефтегазовой войны c РФ согласилась продать Газпрому 50% оператора экспортных трубопроводов Белтрансгаз - за $2,5 миллиарда, которые должны выплачиваться четыре года.