Российско-белорусские переговоры по условиям поставки в Беларусь российского газа в 2007 году продолжатся в 10:01 мск 1 января, т.е. сразу после того, как «Газпром» перекроет подачу газа в газотранспортную систему ОАО «Белтрансгаз».
«То, как сейчас идут переговоры с Белоруссией, заставляет нас готовиться к критическому развитию событий», - заявил официальный представитель ОАО "Газпром" Сергей Куприянов в прямом эфире телеканала "Вести".
Когда «Газпром» потуже завинтит краник, у вице-премьера Владимира Семашко внезапно появится желание наведать Москву, и сразу же найдется свободный самолет, летящий в ту сторону. Но это случится не раньше 1 января, а пока «Газпрому» не удается заманить Семашко в столицу России.
"Мы направили г-ну Семашко уже не одно приглашение прибыть в Москву для продолжения переговоров", - сообщил Куприянов. - "До завершения действующего контракта на поставку газа в Белоруссию остается чуть больше суток, и медлить больше нельзя".
Между тем нельзя назвать неожиданными возникшую на переговорах паузу, как собственно и отказ Семашко лететь в Москву. От этой паузы ни одна из сторон не получит каких-то преимуществ, поскольку приведет к тому результату, с которым обе стороны смирились – 1 января произойдет отключение. А до этого момента, т.е до 10 часов мск, «Газпром» будет упорно вести переговоры с Беларусью , придерживаясь объявленных условий – 75 или 80 долларов США деньгами и оставшиеся 30 долларов – акциями «Белтрансгаза» за 1 тыс. куб.м Такая линия поведения российской компании позволит ей по максимуму снизить уровень негативной реакции со стороны ЕС и США в случае отключения Беларуси.
Куприянов достаточно внятно напомнил, что переговоры о переходе на общепринятые, соответствующие европейским (!), условия поставки газа в Беларусь были инициированы Газпромом еще в марте.
"Так что неожиданными предложения российской стороны назвать никак нельзя", - сказал представитель Газпрома.
То есть, в случае отключения «Газпрому» будет, что ответить.
«Мы в марте предупредили Беларусь, заранее назвали число и дату отключения, сделали все от нас зависящее, чтобы к указанному сроку завершить переговоры», - скажет потом Куприянов, и возразить ему будет нечем.
Но Беларуси также выгодна эта пауза. Она позволяет Лукашенко войти в новый год без контракта на поставку газа, но одновременно и без контракта на транзит российского газа. А это развязывает ему руки. Что будет делать белорусский режим, предугадать сложно, поскольку у него масса вариантов, как испортить Газпрому и руководству России неделю новогодних праздников. Варианты называть не станем - они и так всем понятны.
Накануне Нового года даже на таких важных переговорах невозможно избежать предпраздничного настроения. «Газпром» - одна из крупнейших компаний мира, а потому может в полной мере обеспечить продовольственную безопасность переговорщиков, как и необходимые запасы коньяка. И эти запасы не иссякнут в ближайшие двое суток. Переговорщики закусывают и ждут к столу Семашко, которого в наказание за его «ночные высказывания» по прилету в Минск 27 декабря вся переговорочная компания жаждет измазать салатом. Белорусский вице-премьер понимает, что его ожидает в штаб-квартире «Газпрома», и по максимуму пытается оттянуть это «наказание».
Новый год, что не пожелаешь… Только надо это желание как-то обозначить и под новогоднюю елку положить. Если белорусские власти хотят газ по старой цене в 2007 году, то надо взять баллон с газом, написать на нем «46,68 USD за 1 тыс.кубометров» и положить под ту елку, что стоит на площади Калиновского (бывшая Октябрьская). В новогоднюю ночь чудеса сбываются. Только вот подарок под эту елку пока что Кремль предлагает не самый праздничный – веревку, которая «туго» связана с именем бывшего правителя нефтяной и дружественной Беларуси страны.