Динамично развивающийся рынок мобильной связи в Беларуси уже не один год не дает покоя сотрудникам Комитета госконтроля, который завершил проверку ряда субъектов предпринимательской деятельности, занятых реализацией и сервисом сотовых телефонов. И естественно выявил массу нарушений, представляющих чуть ли не «экономическую опасность» для страны.
Как сообщает пресс-служба КГК, за два с половиной года (с января 2004 г. по июнь 2006 г.) доля сотовых телефонов, официально ввезенных в Беларусь, составила менее 10%. Все остальные мобильные телефоны импортировались в страну нелегально. По оценке КГК за последние годы из-за «серого импорта» мобильников потери государственного бюджета составили более 330,0 млрд. руб.
Установлено, что уже на этапе ввоза в страну сотовых телефонов представители «нелегального мобильного бизнеса» нарушают национальное законодательство, в данном случае налоговое. Далее легализация продажи «серых» телефонов производится под видом комиссионной торговли, когда разрешение на их ввоз, а также сертификат соответствия не требуются. В КГК считают, что эта «брешь в строящемся здании мобильного бизнеса должна быть замурована».
Кроме того, как показала проверка, большинством субъектов хозяйствования осуществляют ремонт сотовых телефонов на непроверенном оборудовании, при отсутствии необходимых инструментов, без разработанных технических условий, по тарифам, не подтвержденным экономическими расчетами и не зарегистрированным в органах ценообразования.
Таким образом, в ходе проведенных проверок были выявлены серьезные нарушения действующего законодательства субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими импорт, реализацию и ремонт сотовых телефонов. Все выявленные факты получили адекватную оценку, к нарушителям применены меры экономической и административной ответственности.
Кроме того, выявлено наличие ряда формальных процедур, соблюдение которых усложняет и на 1,5–2 месяца удлиняет для легальных импортеров процесс ввоза и реализации сотовых телефонов. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что этот сегмент рынка слабо контролируется местными органами власти и контролирующими органами, а ряд серьезных вопросов законодательно не урегулирован.
По результатам проверки подготовлены предложения, направленные на упорядочение процесса реализации и сервисного обслуживания сотовых телефонов.
Брешь брешью, а то что КГК затевает передел «строящегося здания мобильного бизнеса» понятно и представителям «легального мобильного бизнеса», и покупателям как серых так и официально ввезенных мобильников. А отдельные показатели и цифры просто нуждаются в подтверждении и в объяснении. Каким образом оценивалась доля «серого» импорта? За какие такие последние годы набежала такая сумма ущерба в 330 млрд. рублей? Кем осуществлялась проверка оборудования и наличие инструментов предприятий по ремонту мобильных телефонов: если для этого вызывались официальные представители всех представленных на белорусском рынке компаний-производителей, тогда как бы и вопросов нет, а если только специалистами КГК - то откуда такие продвинутые познания в области ремонта мобильников?
Особо обращает на себя внимание «забота» КГК о легальных импортерах по выявлению «формальных процедур», усложняющих их жизнь и работу. Проверку легальные импортеры заказывали?