Вчера на пресс-конференции в Минске замминистра экономики Татьяна Старченко назвала те отклонения в «успехах» белорусской экономики, которые вызывают у правительства опасения - это параметры снижения энергоемкости ВВП и существенное превышение импорта над экспортом, т.е. высокое отрицательное сальдо внешней торговли. В невыполнении показателя по энергоемкости «виновницей» как всегда оказалась «суровая белорусская зима», а за отрицательное сальдо ответственность почему-то правительство возложило на высокие цены на нефть на мировом рынке.
«(Отрицательное сальдо внешней торговли) действительно беспокоит правительство», - и, предвосхищая вопросы журналистов, Старченко решила углубиться в эту проблему.
Прочитав короткую лекцию о делении импорта на инвестиционный, промежуточный и потребительский, замминистра выбрала наиболее, по ее словам, проблематичный промежуточный (материалы, сырье, комплектующие), на долю которого приходится более 70% всего импорта. А основную часть промежуточного импорта составляют, конечно же, нефть нефтепродукты и природный газ. Прирост промежуточного импорта за полугодие составил 58,7% и связан, в основном, с повышением цен на нефть.
«Цена одной тонны нефти увеличилась на 84 доллара, составив 268 (267,9) USD (среднеконтрактная). Только за счет этого одного фактора прирост импорта в абсолютном значении составил более 900 млн.USD. Если посчитать прирост промежуточного импорта без учета упомянутого повышения цены на нефть, то прирост промежуточного импорта составил бы 27,8%», - озвучила Старченко данные статистики.
«Такое значительное увеличение импорта существенно связано с увеличением мировых цен на нефть», - логично отмечает представитель Минэкономики.
Однако, повышение импортных цен на нефть никак не объясняет отрицательное сальдо внешней торговли. Выросли импортные цены на нефть, но ведь выросли и экспортные цены на нефтепродукты. Поскольку чиновник приводила данные за полугодие, воспользуемся статистикой по импорту-экспорту за полугодие. Импорт нефти в Беларусь за 6 месяцев текущего года составил в денежном выражении 2907,7 млн.USD, экспорт нефтепродуктов за этот же период – 3862,0 млрд. USD, что при простой арифметической операции дает нам положительное сальдо в 954 млн. USD. За этот же период прошлого года положительное сальдо импорта нефти – экспорта нефтепродуктов составило около 750 млн.USD. Повышение цен на нефть выгодно сказалось на внешнеторговом сальдо Беларуси.
Так что не в нефти дело. Более того, Беларусь имеет положительное сальдо в 150 млн. по итогам полугодия от импорта-экспорта (42% всего экспорта) всей группы «минеральные продукты», т.е. с учетом импорта угля, электроэнергии, нефтепродуктов.
Нельзя назвать причиной отрицательного сальдо и возросший на 101 млн. USD импорт легковых автомобилей, который, по словам Старченко, вызывает определенную озабоченность. Легковые автомобили относятся к группе «транспортные средства» (10,3% экспорта). И по этой группе Беларусь во внешней торговле имеет также положительное сальдо в 354 млн.USD.
«Объективно увеличился импорт инвестиционных товаров, вызванный курсом на модернизацию мощностей. Рост инвестиционного импорта составил 56%, что также повлияло на отрицательное сальдо», - сообщила замминистра, указав на реальную проблему отрицательного сальдо. Ведь по группе «машины и оборудование», несмотря на что, на эту группу приходится 7,9% всего экспорта, Беларусь, тем не менее, имеет отрицательное сальдо в 670 млн.USD.
Представитель Минэкономики сообщила, что правительством уже несколько раз рассматривались меры по ограничению объемов импорта. В частности, она упомянула о принятом постановлении, обязывающем министерства жестко выполнять условие, согласно которому объем экспорта должен опережать объем импорта на 2%. Однако, при этом замминистра не назвала те министерства, которым действительно придется выполнять это требование. Ведь даже в торговле текстилем, благодаря все той же России, за 6 месяцев Беларусь имеет положительное сальдо в 190 млн.USD.
Правительство Беларуси не хочет афишировать реальные причины роста отрицательного сальдо внешней торговли. Однако неустанно борется с этим «негативным явлением» различными мерами: от введения временных таможенных пошлин на импорт продовольствия и принятия Программы импортозамещения до 2010 года до создания Парка высоких технологий. Ведь особые надежды возлагаются на рост экспорта услуг, который помогает чиновникам компенсировать большую часть отрицательного сальдо по товарам.