Международное агентство "Евразийский мониторинг", в которое входят социологи из Беларуси, Казахстана, России и Украины, изучили фобии граждан четырех стран. Оказалось, что самые спокойные — белорусы. То ли это результат социально-политической и экономической ситуации в нашей стране, которую власти называют стабильностью, а оппозиция — застоем, то ли это проявилась национальная ментальность.
Более половины жителей Украины и России опасаются гражданской войны в своих странах. Некоторое беспокойство, сильную тревогу или постоянный страх в этом плане испытывают 65,3% россиян и 59,9% украинцев. Не обеспокоены такой негативной перспективой соответственно 33,3% и 32,1%. Для сравнения, в Казахстане не имеют таких опасений 51,1% населения, а у нас 55,6%.
Между тем примерно равное количество респондентов опрошенных считают "маловероятным" военное нападение на их страны других государств. Так ответили 48,7% жителей Казахстана, 47,7% россиян, 45,2% белорусов и 42,2% украинцев. Это "абсолютно невероятно" — ответ 30,8% украинцев, 26,5% белорусов, 25,1% казахстанцев и 22,9% россиян.
"Достаточно вероятно, может произойти" — пессимизм 23,6% россиян, 18,3% белорусов, 16,5% украинцев и 13,3% казахстанцев. 3,2% россиян считают, что военное нападение "почти наверняка произойдет или уже произошло", такие же мысли у 2,9% украинцев, 0,6% жителей Казахстана и 0,3% белорусов.
Менее других жителей ЕЭП наши граждане обеспокоены возможностью совершения крупных террористических актов. 42,3% россиян испытывают сильную тревогу в связи с терактами, их фобию разделяют 21,2% украинцев, 20,4% казахстанцев и 17,7% белорусов. Постоянный страх 16,1% россиян, 7% украинцев, 3% казахстанцев и 2,4% жителей "островка спокойствия".
Есть в стабильности и безопасности для белорусских властей и издержки: 23% белорусов заявили, что у них вызывают страх диктатура и репрессии. По масштабам этой фобии мы опередили всех — и россиян, и казахстанцев, и украинцев. Интересно, эти 23% — это оппозиционный электорат или не только?
Интересными представляются и ответы опрошенных в четырех странах на вопрос, насколько вероятной они считают утрату национальной самобытности и традиций. 47,5% белорусов, 41,6% казахстанцев, 33,0% украинцев и 28,2% россиян ответили, что это их совершенно не беспокоит.
Хотя наибольшая проблема сохранения национальной самобытности как раз таки в нашей стране. Однако государственная идеология заштриховала ее, так как базируется не на национальной идее и не на "тутэйшасці", а всего лишь на "здешности".