У белорусских перевозчиков после трехлетнего эксперимента появилась легальная возможность ввоза б/у импортной автомобильной техники старше 3 лет по приемлемым ставкам таможенной пошлины. Ведь 5 мая 2006 года истек срок действия постановления Совмина №1364 от 29 октября 2004 года, которым устанавливались временные повышенные таможенные пошлины (50% от таможенной стоимости, но не менее 2,2 евро за 1 куб.см. объема двигателя) на подержанные грузовые автомобили, автобусы, прицепы.
Напомним, что повышенные таможенные пошлины впервые были введены постановлением №406 от 23 марта 2003 года сроком на 9 месяцев (до 4 февраля 2004 года) в целях защиты внутреннего рынка и отечественного товаропроизводителя. Затем постановлением № 117 от 3 февраля 2004 года срок действия был продлен до 4 ноября 2004 года. 29 октября 2004 года принято постановление № 1364, которым с 5 ноября 2004 года были опять введены временные ставки таможенных пошлин на подержанные грузовые автомобили, автобусы и прицепы, фактически повторяющие ставки таможенных пошлин, установленных постановлением №406 от 26 марта 2003 года, за исключением некоторых позиций и небольшого снижения самих ставок.
Поиски нового документа (постановление правительства), продлевающего сроки действия временных повышенных таможенных ставок, ни к чему не привели - нет такого постановления. Однако, белорусские перевозчики, комментируя отсутствие этого документа, излишней радости не проявили. Как собственно и не бросились в срочном порядке завозить подержанные "фуры". Нет, до появления официального комментария Министерства транспорта и коммуникаций по этому вопросу никто из перевозчиков даже не попытается воспользоваться "забывчивостью" чиновников. В Беларуси такие игры не проходят.
Самое логичное, а скорее практичное объяснение лежит на поверхности. Заявления о том, что техника отечественного товаропроизводителя (читай Минский автомобильный завод) пользуется успехом у местных перевозчиков, вызывают большое сомнение - желающих приобрести технику по предоплате не так уж много. А принятые в последнее время законодательные акты, направленные на развитие лизинга, работают со скрипом. Точнее - только скрипят, а не работают.
Да и качество выпускаемой продукции местными производителями автотранспорта оставляет желать лучшего. Многочисленные ремонты во время действия гарантийного срока на продукцию говорят о многом.
Может быть, с учетом вышесказанного правительство наконец-то снизошло до того, что позволило перевозчику самому определять, на какой технике лучше работать. Ведь не секрет, что за время действия повышенных пошлин многие перевозчики перевели свои автомобильные парки в соседние страны - Россия, Украина, и т.д. Туда, где существует возможность выбора в приобретении автомобильной техники. При этом успешно там работают и платят налоги в бюджет чужой страны.
Не стоит также отбрасывать в качестве версии и такой часто практикуемый ход в белорусском законодательстве, как принятие нового постановления задним числом. Ведь, подождав еще месяц, "изголодавшиеся" по нормальной технике перевозчики все-таки начнут ввозить грузовики на таможенную территорию РБ по нормальным ставкам (от 5% до 25% таможенной пошлины). В этом случае принятие постановления задним числом поможет существенно пополнить бюджет, поскольку придется доплачивать громадные таможенные платежи, пеню, экономические санкции. Это, в свою очередь, может поставить на грань банкротства не одно предприятие, и уж точно поможет заполнить площадки магазинов, торгующих конфискатом.
А чиновники появление документа, принятого задним числом, объяснят просто: "Не успели или забыли" или "Пока после выборов решалась судьба нового правительства, было не до ставок". Тем более, что еще слишком хорошо белорусы помнят простодушное чиновничье "Не успели внести изменения" в Закон РБ о президенте, согласно которому, до сих пор, одно и то же лицо может быть президентом Беларуси не более 2 (двух) сроков.