Последнее обновление: 24.04.2024 15:50

Наумчик: Эти несколько сотен спасли честь нации, честь 10 млн населения Беларуси не только перед историей, но и перед мировым сообществом

С. Наумчик - Депутат Верховного Совета 12-го созыва, участник голодовки депутатов оппозиции БНФ против референдума 1995-го года о двуязычьи в Беларуси, отмене белорусского бело-красно-белого флага и герба "Погоня", интеграции с Россией и права президента распускать парламент - ответил на вопросы корреспондента Радио Свабода.

Караткевич: Сергей, мы немного позже поговорим, какие параллели между теми и сегодняшними событиями, а теперь, я знаю, Вы смотрите выпуски мировых телеканалов - какая реакция на штурм лагеря в Минске?

Наумчик: Отзвук насильственной акции очень сильный. Ведущие телекомпании начинают выпуски новостей именно с событий в Минске. Показывают кадры, как спецназовцы кидают людей в автобусы. Журналисты при этом напоминают, что Лукашенко сфальсифицировал выборы. Звучат определения "режим Лукашенко", "диктатура". Остальные сюжеты - в том числе и многотысячные протесты студентов во Франции, саммит ЕС - идут "вторым планом".

К.: Сергей, в ночь 12 апреля 1995 года ваша голодовка также была насильственно остановлена, вы были избиты. Что общего и в чем разница между этими событиями?

Н.: Мы тогда (нас было девятнадцать) сели около трибуны, и предложения Лукашенко о референдуме начали не набирать голосов, он прибежал в зал и очень нервно выступил. Не помогло. Мы продержались 17 часов. Но за эти часы мировые агентства успели передать, что группка депутатов протестует против Лукашенко. Ночью в Овальный зал парламента вошло несколько сотен спецназовцев и милиционеров с оружием, а люди в черных масках (это была группа КГБ "Альфа") нас избила, вытянула за руки и ноги из Дома правительства, побросали в "воронки и привезли в центр Минска. Некоторых, как депутата Александра Шута избили в машинах. Выбросили нас, кстати, как раз в районе Октябрьской площади.

Слава Богу, что кажется, сегодня митингующих не избивали сильно, командир ОМОНА Подобед факт избиений в интервью "Свабоде" вообще отрицает (хотя по последней информации, в машинах все же били). Нас же избивали очень жестко. Позняку выдавливали глаза.

В ту ночь Лукашенко понял, что чем дальше, тем более широкий отзвук будет получать голодовка, тем более широко будет известно, что он идет на ломку Конституции. Тоже самое и сегодня - акция на Октябрьской площади получила широкий резонанс.

Характерно, что вечером 11 апреля 1995 года БТ показало репортаж про нашу голодовку с комментарием вроде, что "это акция саморекламы, но власть должна применить какие-то меры, чтобы спасти людей от голодной смерти". Вчера вечером БТ также готовило "общественное мнение".

Как и в 1995-м, теперь также "операция" проведена ночью, когда свидетелей - минимум. Но наше избиение снимали только два видеооператора из спецслужб - сегодня же были журналисты. Тогда видеосъемку избиения так и не показали (хотя Лукашенко утверждал - "их не били, а аккуратно вывели"), она и до сегодняшнего дня спрятана - если бы показали, результаты референдума могли бы быть другими. Сегодня разгром лагеря на Октябрьской площади увидел весь мир.

На следующий день после нашей голодовки, Лукашенко говорил в парламенте, что мы, как-будто, ели и даже пили водку. Это была ложь. Подобные обвинения по БТ звучат и в сторону участников сегодняшней акции - хотя в палатках был жесткий "сухой закон". Существо пропаганды не изменилось. Боюсь, что не изменилась и реакция общества на пропаганду, значительной его части, во всяком случае.

К.: А как реагировало общество и как оно может отреагировать теперь?

Н.: Первым после избиения мне позвонил Василь Быков, потом - Владимир Орлов, сын которого Богдан сегодня задержан. Поддержать нас на улицы Минска вышло несколько сотен человек. В почти двухмиллионном городе. А некоторые коллеги-депутаты, например Дементей, кричали - "мало вам дали!". Но и сегодня среди минчан хватало таких, кто говорил - "мало вам дали".

В эти дни на площадь приходили тысячи человек - три, четыре иногда пять.

Люди несли еду, теплую одежду... Но в Минске, напомню, два миллиона человек.

И десятки тысяч проезжали по проспекту в автобусах и автомобилях, видели митингующих... Так, много кто сигналил в знак поддержки, но почему не присоединялись - вот вопрос, на которое я не могу найти ответ...

Но про цифры я хотел бы сказать следующее. Да, 400 человек, даже четыре тысячи - это мало. Но в моральном плане это не имеет никакого значения. В августе 1968-го в Москве 7 человек протестовало против ввода советских танков в Прагу - из 250 миллионов населения Союза. Но мир увидел тогда, что не все согласны с решением Кремля. Нас также было только 19 депутатов, но это был знак, что национальный символ, беларуский язык, демократия - это ценности.

Председатель Рады БНР Ивонка Сурвила звучно назвала участников акции на Октябрьской площади героями. Внуки ОМОНовцев будут читать в учебниках про тех, кого сегодня забрасывали в машины. Это будет в будущем. А сегодня понятно, что эти несколько сотен человек спасли честь нации, честь десятимиллионного населения Беларуси не только перед историей, но и перед мировым сообществом - в том числе честь тех, кто не поддержал их своим участием.



<Февраль 2006
ПнВтСрЧтПтСбВс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272812345
6789101112
Март 2006>
ПнВтСрЧтПтСбВс
272812345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
3456789
Общество