"Идея Союзного государства, не будет на Высшем Государственном Совете ни в коем случае отвергнута ни одной из сторон, ни белорусской, ни российской. Это не в интересах наших стран. Усилия по созданию конституционного проекта, скорее всего, будут продолжены", - сказал заместитель директора Института СНГ Александр Фадеев в интервью Кремль.org.
"Для референдума проект еще не вполне готов, там много противоречий. Неясно, что две страны создают: слабую конфедерацию, либо пытаются создать какую-то федерацию? Но для федерации в проекте недостаточно полномочий у наднациональных органов. Если это слабое межправительственное объединение, тогда не нужен конституционный акт", - рассуждает политолог.
Однако, по его мнению, все эти вопросы будут обсуждаться на Совете, и, скорее всего, конституционный акт будет принят за основу и будет отправлен на доработку для устранения противоречий.
"Причины противоречий в конституциях наших стран, особенно это касается конституции России, поскольку у нас федеративное государство, у нас есть субъекты Федерации. В Союзном государстве предполагается совместное ведение и исключительное ведение. Так вот совместное ведение входит в противоречие с субъектами Российской Федерации, поскольку для них в Конституции РФ записаны определенные функции, определенное ведение, которое нынешним Конституционным проектом регулируется не верно с правовой позиции. В таком виде, по моему мнению, документ рано выносить на референдум, сначала надо устранить противоречия", - поясняет Фадеев.
С другой стороны, отмечает политолог, Конституционный Акт дает хороший повод для того, чтобы начать процедуру избрания Нижней палаты Союзного парламента: "Она, видимо, будет называться Палатой представителей. Тем более что главы Центризбиркомов высказались за то, чтобы выборы в Парламент проводить по национальным законодательствам. Но тогда надо вносить изменения в Конституцию и России и Белоруссии, поскольку таких органов в конституциях этих двух государств нет".
Тот факт, что строительство Союзного государства длится уже более 12-ти лет, Александр Фадеев объясняет наличием острых противоречий по вопросам разделения полномочий, функций Союзного государства.
"И Белоруссия, и Россия - это государства с жесткими президентскими режимами, где есть четко выстроенная вертикаль власти. Объединить такие два государства очень сложно, вероятно, надо начинать с конфедерации, но сильной конфедерации. Конфедерация, которая бы предусматривала передачу таких полномочий как оборона, внешняя политика, введение единой валюты. Должен быть высший наднациональный орган, который обладал бы полномочиями в этих сферах, которые бы государства полностью передали в ведение этого органа, как бы он не назывался", - считает политолог.
"Союзный президент, так будем называть его, нужен, конечно, если это будет сильная конфедерация и тем более Федерация. Если же слабое межправительственное объединение, то президент абсолютно не нужен, так как у двух национальных президентов будет больше полномочий. А вот парламент нужен в любом случае", - убежден замдиректора Института СНГ.
Кроме того, он объясняет сложность создания Союза и нежеланием Лукашенко терять свои полномочия, свою власть, за которые он будет бороться и жестко отстаивать их.
"Это касается и Владимира Владимировича Путина. Сложность создания такого государства в том, чтобы допустить создание, а главное функционирование какого-то наднационального органа, который не вызывал бы "аллергию" у президентов двух государств - вот в чем сложность. Очевидно, что они могут передать только такие полномочия, в которых заинтересованы, в которых остро нуждаются, чтобы они были объединены", - добавил Фадеев.
В этой связи он полагает, что создание Союза разумно начать с валюты, но это предложение Путина не было поддержано белорусской стороной. Еще летом Беларусь решительно отказалась от введения единой валюты в виде российского рубля, говоря о 2008-м годе, как о годе, когда, возможно, она подумает о какой-то союзной валюте, не называя российский рубль.
"Это нереально. Только российский рубль может стать такой единой валютой. Никакой союзной валюты выдумывать не надо. Для огромной страны как Россия, переходить на какую-то иную валюту - это абсурд. Рубль очень тверд, надежен, надо держаться этой линии. Но надо убедить белорусскую сторону, надо работать, надо не прекращать усилия по созданию союзного государства. Эти усилия перспективны", - убежден Фадеев.
"Дело в том, что тогда контроль будет находиться в банке России, это естественно и будет вся политика, связанная с котировкой валюты, проблемами девальвации, ревальвации и прочее, прочее. В конце концов, как говорят в Белоруссии, проблема печатного станка. Эти проблемы будет решать Центральный банк России, а вовсе не Национальный банк Белоруссии. То есть, правящий класс Белоруссии теряет контроль над финансовой, кредитной, банковской сферой, над своей валютой, над бюджетом. Сейчас они полные хозяева в этом плане, им этого не хочется. Прозрачности бюджета не хочется, потому что бюджет белорусский все время корректируется, непонятна его доходная часть, сегодня не все доходы отражены в бюджете, а придется отражать все. Естественно, это болезненно воспринимается белорусской стороной", - пояснил эксперт, отметив, что помимо финансовой системы есть еще и оборона, и хозяйственные комплексы двух стран - те сферы, которые располагают к объединению России и Белоруссии.
Отмечая отсутствие политической воли для этого объединения, Фадеев уверен, что объединение выгодно и России и Беларуси, и, в первую очередь, именно народу Беларуси.
"Политика - дело изменчивое. Россия настроена на достаточно плотную интеграцию, которая выгодна в геополитическом, в оборонном, в стратегическом плане и с точки зрения экономики, она тоже выгодна России. Зачем же отказываться от этого проекта? Минск сейчас импульсов таких явных не ощущает, нет позывов активно интегрироваться, но впоследствии они могут возникнуть. И не только [в ходе президентских выборов], а скорее время после президентских выборов, когда Белоруссия окажется в достаточно жестком кольце критики по поводу этих выборов, когда будет подвергаться сомнению легитимность власти президента Лукашенко, которого, очевидно, переизберут. Вот в этот момент, на мой взгляд, и возникнет этот импульс.
Для Белоруссии на самом деле даже выгоднее, но не для правящего класса в Белоруссии. Потому что он теряет свой контроль, свои управленческие функции, они переходят к каким-то наднациональным органам. А поскольку Россия больше, мощнее, богаче, то, скорее всего, переходят к Москве", - высказал свое мнение политолог.
В этой связи он считает, что на предстоящем госсовете союзного государства речь будет идти о проблеме единой валюты и о принципах формирования союзного парламента.
"Допустить выборы в него возможно. Мне кажется, что, решая эти два актуальных вопроса, интеграция плавно перетекает из рук чиновников в руки представителей народа, в такой представительный орган, как союзный парламент. Потому что интеграция выгодна народам обеих стран. Это очевидно, это объективно. Но, скорее всего, до федерации не доберутся оба государства, поскольку это перспектива долгосрочная", - подчеркнул замдиректора Института СНГ.