Торгово-экономические отношения с Бразилией необходимо развивать на основе долгосрочных проектов, заявил в интервью "Интерфаксу" начальник отдела Латинской Америки министерства иностранных дел Беларуси Григорий Ляшук.
По его словам, бразильский рынок достаточно насыщен, поэтому резко увеличить экспортные поставки в эту страну невозможно. "Необходима целенаправленная и кропотливая работа в данном направлении", - подчеркнул Г.Ляшук.
Он сообщил, что в настоящее время, несмотря на стабильное увеличение товарооборота, белорусский экспорт в Бразилию имеет монотоварную структуру - 99% его объема составляют калийные удобрения. В небольших объемах в страну поставляются подшипники, стекловолокно, шины, столовая посуда и льняные ткани, добавил собеседник.
Г.Ляшук сообщил, что в результате проработок, сделанных генеральным консульством, а также в ходе визитов министра иностранных дел и белорусских деловых кругов в Бразилию намечен ряд перспективных проектов. Бразильская сторона выразила заинтересованность в поставках белорусской машиностроительной техники - продукции МАЗ, МЗКТ, БелАЗ, МТЗ, "Мотовело".
По словам Г.Ляшука, также достигнута договоренность на поставку в Бразилию крупных партий синтетических волокон и нитей ОАО "Полимир". Он отметил, что бразильская сторона готова покупать более 20% всего объема производимых предприятием волокон и нитей. В настоящее время заключено рамочное соглашение на поставку в 2005 году 5,5 тыс.т акрилового жгута.
Собеседник также сообщил, что существуют наработки в области поставок на бразильский рынок продукции ОАО "Белшина". В эту страну уже направлена крупная партия шин для прохождения сертификации, сказал он. Кроме того, в настоящее время переговоры об организации в Бразилии сборки микросхем ведет НПО "Интеграл", проинформировал он. Также разрабатывается бизнес-план по организации в Бразилии сборочного производства белорусских тракторов, добавил начальник отдела.
Вместе с тем, в Бразилии существуют собственные производства, в том числе выпускающие технику, аналогичную продукции РУП "МТЗ", "МАЗ" и ПО "БелАЗ", а также работают крупные иностранные компании, такие как Caterpillar и Komatsu, подчеркнул Г.Ляшук. Все они будут составлять конкуренцию белорусским производителям, подчеркнул он. Однако рынок Бразилии достаточно емкий, поэтому отечественные производители смогут найти на нем свою нишу, полагает собеседник.
Он отметил, что особенностью бразильского рынка являются высокие импортные пошлины на готовую технику. Поэтому, по его словам, наиболее перспективным является создание на территории Бразилии совместных предприятий. Кроме того, "для того чтобы товар беспошлинно продавался на территории Бразилии, а также Аргентины, Уругвая и Парагвая, он должен быть национальным продуктом", сообщил Г.Ляшук. Поэтому СП должны будут использовать не менее 60% местных комплектующих, пояснил он.
В данной связи начальник отдела отметил, что МИД дал рекомендации белорусским предприятиям рассматривать не только возможности для поставок собственной продукции на бразильский рынок, но, в первую очередь, возможности организации на территории страны совместных предприятий. "В противном случае, с учетом стоимости доставки и импортных пошлин, белорусские производители могут оказаться в очень невыгодном положении", - сказал он.
В январе-ноябре 2004 года товарооборот между Беларусью и Бразилией вырос на 28,1% и составил почти $236 млн., при этом экспорт составил $142 млн. (на 47,2% больше, чем за аналогичный период 2003 года), а импорт - $93,3 млн. (на 10% больше).
По мнению собеседника агентства, в 2005 году темп роста товарооборота между двумя странами не снизится.