NASA не получало от России уведомлений об изменениях в сотрудничестве по программе Международной космической станции (МКС) и надеется его продолжить. Об этом заявила во вторник пресс-служба космического ведомства США, комментируя высказывания на эту тему вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, передает ИТАР –ТАСС.
На брифинге в Москве Рогозин сообщил, что решение об участии России в проекте МКС после 2020 года пока не принято. Кроме того, он предупредил, что Россия может прекратить поставки в США ракетных двигателей НК-33 и РД-180.
"В настоящее время мы не получали никаких официальных уведомлений от правительства России о каких-либо изменениях в нашем космическом сотрудничестве", - сообщило NASA.
Официальный представитель госдепартамента Джен Псаки также заявила, что США давно осуществляют взаимодействие с Россией в области космоса и рассчитывают на его продолжение. "Мы по-прежнему сотрудничаем по ряду вопросов. У нас действительно есть некоторые одинаковые материалы, которые мы можем использовать в будущем, и поэтому мы надеемся, что сможем продолжить нашу работу с Россией", - добавила Псаки, не вдаваясь в подробности совместных проектов.
В начале апреля NASA объявило, что из-за ситуации вокруг Украины оно приостанавливает сотрудничество с Россией в космической сфере за исключением проекта МКС. Затем госдепартамент США опроверг информацию о том, что отдал поручение приостановить сотрудничество с РФ в космической сфере.
В проекте МКС для доставки грузов на станцию используется, в частности, американский корабль "Сигнус" компании "Орбитал сайенсиз", который выводится на орбиту ракетой "Антарес". В ее первой ступени использованы модифицированные двигатели НК-33 российского производства, разработанные самарским предприятием "СНТК имени Н.Д.Кузнецова". Пока "Антарес", существующая лишь один год, использовалась только для отправки "грузовиков" к МКС, однако в перспективе "Орбитал сайенсиз" планирует использовать ее и для вывода на орбиту военных спутников.
Заинтересованы США и в дальнейшей закупке у НПО "Энергомаш" двигателей РД-180, которые используются на носителе "Атлас-5" компании "Локхид-Мартин", работающей вместе с "Боингом" как на рынке коммерческих пусков, так и по заказам Пентагона. Сейчас в Соединенных Штатах есть запас этих двигателей на ближайшие пару лет, и подписан многомиллионный контракт на их поставки из подмосковных Химок до конца 2018 года. В то же время в Вашингтоне обсуждается вопрос, можно ли в перспективе наладить производство РД-180 по лицензии на американской территории или вообще найти ему замену, чтобы программа запусков военных спутников не зависела от России.
В Москве также уже не в первый раз заходит речь о целесообразности прекращении поставок в США этих двигателей. Однако руководство "Энергомаша" предупреждало, что такой шаг может привести к резкому падению загрузки предприятия. Как отмечал исполнительный директор "Энергомаша" Владимир Солнцев, "спад может составить примерно 60% от объема производства, и тогда предприятие можно будет закрывать". В соответствии с указом президента РФ, подписанным в 1996 году, Россия должна поставить в США 101 двигатель РД-180 до 2020 года. "Поэтому у нас есть обязательства, которые надо исполнять", - отметил глава "Энергомаша".