Владислав Сурков, которого в нулевые пресса окрестила "серым кардиналом Кремля", пообещал рост зарплат госслужащим и, в годовщину гибели захваченных боевиками заложников "Норд-Оста", сравнил с террористами гражданских активистов, обвиняющих государство в неэффективности и попустительстве коррупции.
Интервью с вице-премьером, который был переведен в правительство курировать инновации в преддверии возвращения Владимира Путина в Кремль, сопровождавшегося массовыми уличными протестами, опубликовано во вторник в газете "Ведомости".
Критики Кремля назвали прологом к новому витку масштабных репрессий против несогласных с путинским 13-летним правлением развернувшиеся на прошлой неделе новые обыски и аресты активистов оппозиции, а также уголовное дело против организаторов собравших в 142-миллионной стране менее ста тысяч избирателей альтернативных выборов, на которых лидировал борец с коррупцией Алексей Навальный.
"Пользуясь случаем, хочу сделать заявление в защиту бюрократов", - сказал Сурков. - "Можно что угодно там говорить: коррупция, взятки. Но это оскорбляет целый класс очень умных, высокого качества людей".
Недовольство граждан госслужащими в последние дни дважды выплеснулось на публику: губернатор второго по величине города России Георгий Полтавченко пожаловался на непристойные жесты, которыми жители Санкт-Петербурга сопровождали недавно проезд кортежа премьер-министра Дмитрия Медведева. Наместник Москвы назвал поведение петербуржцев "жлобством", в ответ на то, что услышал ответные массовые ругательства из уст разъяренных его "удивительной наглостью" футбольных фанатов, сплоченной молодежной группы, которая пару лет назад демонстрировала свою мощь в стычках с полицией у стен Кремля на манифестации под ксенофобскими лозунгами.
Сурков, который стоял у истоков создания партии власти "Единая Россия", а в администрации Путина и его временного преемника на посту президента курировал внутреннюю политику, назвал претензии не всегда оправданными.
"Мне кажется, эта жесткость, которая накопилась в отношении чиновников, она несправедлива", - сказал вице-премьер, сравнив собратьев по цеху с жертвами террористов.
"Да, всякое есть, но мне кажется: надо прекратить этот постоянный террор со стороны праздных болтунов, присвоивших себе право говорить от имени общества. Надо прекратить создавать условия, в которых чиновники существуют как отдельная презираемая каста", - сказал Сурков.
На вторник пришлась скорбная десятилетняя годовщина гибели свыше сотни людей, ставших заложниками захваченного боевиками с Кавказа театра в Москве на мюзикле "Норд-Ост". Критики обвиняют государство в плохой организации операции освобождения заложников и несвоевременном оказании помощи отравившимся газом, который спецслужбы применили для блокирования захватчиков. Европейский суд по правам человека в ответ на жалобы потерпевших постановил, что спасательная операция не была подготовлена в достаточной степени и российские госслужбы продемонстрировали проблемы во взаимной координации, а средств медицинской помощи на месте не хватало. Суд обязал Россию выплатить около 1,3 миллиона евро пострадавшим.
Сурков, которому приписывают авторство термина "суверенная демократия", которым российские власти защищаются от критики Запада по поводу отступлений от традиционной демократии, призвал не создавать для чиновников "особый режим бессмысленных ограничений". Он попросил представителей общественности не увлекаться контролем:
"У меня должны быть прозрачные стены в кабинете? Я на каждую бумажку должен спрашивать мнение общественности? Никто так не сможет работать никогда. Гражданский контроль необходим, но в разумных формах".
В первое президентство Путин провозглашал административную реформу, но в результате число бюрократов лишь увеличилось, а Россия по-прежнему входит в число государств с самыми высокими барьерами для бизнеса и уровнем коррупции, по оценке международных экспертных организаций.
Но Сурков говорит, что рост численности аппарата оправдан возросшей нагрузкой, и посулил госслужащим новые компенсации из казны, которую оппозиция и независимые экономисты считают перегруженной социальными обязательствами.
"Надо зарплату повышать госаппарату, мы будем это делать обязательно", - сказал он, уточнив, что имеет в виду не только правительство.
"Всем гражданским служащим. Надо повышать всем - это шестьсот с лишним тысяч человек. Если это не сделаем в ближайшее время, то станем абсолютно неконкурентоспособными".