МТС в четверг вновь ввела в эксплуатацию сеть в Туркмении - с разрешения властей и после почти двухлетней паузы и $140 миллионов убытка, в то время как аналогичный конфликт в соседнем Узбекистане обошелся ведущему российскому мобильному провайдеру в $1,1 миллиарда.
Крупнейший на пространстве бывшего СССР телекоммуникационный оператор, чьи акции обращаются на бирже Нью-Йорка, столкнулся с трудностями в экспансии в тех постсоветских государствах, где автократическая форма правления оказывает существенное влияние на рыночную конкуренцию.
МТС имела долю в 85 процентов на рынке мобильной связи Туркмении до декабря 2010 года, когда местные власти приостановили ее лицензию, после чего единственным сотовым оператором в шестимиллионной стране осталась государственная компания.
В июле 2012-го МТС сообщила, что урегулировала спор с Ашхабадом, который позволил ей продолжить работу на ближайшие пять лет с "возможностью пролонгации на такой же срок". Компания собиралась включить сеть в сентябре, оценивала абонентскую базу в 440.000 человек, доходы в 2012 году на уровне $3,3 миллиона, а капзатраты до 2015 года - менее $40 миллионов.
МТС обязалась ежемесячно делиться с государственным Туркментелекомом 30 процентами чистой прибыли.
Компания выражала надежду, что ей удастся достичь компромисса и с Ташкентом, где цена вопроса существенно выше: Узбекистан с 30 миллионами жителей является самой густонаселенной страной Центральной Азии. Но она ставит условием освобождение из-под стражи четырех менеджеров своей узбекской "дочки", Уздунробиты, и прекращение прессинга в отношении другого персонала, говорил Рейтер вице-президент МТС Майкл Хэкер.
Подконтрольная российскому олигарху Владимиру Евтушенкову МТС прекратила обслуживание клиентов в Узбекистане в июне, когда местные власти приостановили, а затем отозвали ее лицензию на сотовую связь, заподозрив в уклонении от налогов.
Глава российского МИДа Сергей Лавров попытался повлиять на руководство союзника по СНГ и Шанхайской организации сотрудничества, но арестованные сотрудники МТС, включая гражданина России, остаются за решеткой. Госдепартамент США официально поднял этот вопрос в диалоге с Ташкентом, потребовав прозрачного расследования. Хельсинская комиссия, независимый правительственный орган США, надзирающий за правами человека, направил правящему Узбекистаном со времен СССР президенту Исламу Каримову письмо с выражением озабоченности преследованием МТС.
В 2003 году газета Financial Times предположила после расследования, что Уздунробита подконтрольна дочери Каримова Гульнаре. Тогда глава компании Бехзод Ахмедов опроверг это утверждение как "просто слух", писала Financial Times.
МТС купила 74 процента Уздунробиты за $121 миллион 2004-м, а остальное докупила в течение трех лет за $250 миллионов. С тех пор компания инвестировала в развитие узбекской "дочки" $1,1 миллиарда, в то время как местные законы не позволяли ей репатриировать доходы.
МТС списала во втором квартале 2012 года $1,1 миллиарда от операций в Узбекистане. В середине 2000-х МТС пришлось списать в убытки $150 миллионов, потраченных на приобретение другого сотового оператора в Средней Азии, киргизского Бител, на фоне затянувшейся тяжбы по поводу права собственности на актив.