Поразмыслив над вчерашним скоропалительным комментарием молодого и горячего министра экономики РБ Николая Снопкова по поводу предложения РФ заменить экспортную пошлину на нефть экспортной пошлиной на нефтепродукты, белорусские власти решили выставить на поле боя более опытного чиновника - замминистра иностранных дел Андрея Евдоченко.
Предложение России, озвученное замглавы Минфина Сергеем Шаталовым, всем хорошо известно. Но все же стоит его еще раз повторить для улучшения понимания.
Минфин РФ согласен отказаться от взимания экспортной пошлины на сырую нефть для Беларуси в обмен на получение всех пошлин, которые Беларусь будет получать от экспорта своих нефтепродуктов, заявил во вторник Шаталов.
"Мы хотим получить (компенсацию) от Беларуси. Пока вариант: пошлина на нефтепродукты - существенное (ее) повышение с тем, чтобы они перечисляли нам все экспортные пошлины на нефтепродукты, которые будут вывозиться из Беларуси", - сказал Шаталов.
Не больше, не меньше. И никаких дополнительных разъяснений к этому заявлению российского чиновника пока не последовало.
Однако Евдоченко сегодня разъяснил, что РФ предлагает перечислять в российский бюджет даже пошлины, полученные от экспорта нефтепродуктов из собственной и венесуэльской нефти.
«Предполагается перечисление пошлин от нефтепродуктов, выработанных в Беларуси из всей нефти, включая венесуэльскую нефть и нефть, которая добывается в самой Беларуси», - сказал замминистра (цитата Прайм-ТАСС).
Чиновник не уточнил, каким боком он читал сообщения о предложении Шаталова, и какие фразы российского чиновника помогли ему (Евдоченко) увидеть между строк упоминание о венесуэльской и добываемой в Беларуси нефти. Такая прозорливость может объясняться только одним – Евдоченко имеет на руках некий документ (письмо) российской стороны, в котором черным по белому более подробно, во всех деталях и нюансах расписано это предложение. Короче, информирован больше, чем все остальные.
Однако это объяснение не работает. Ибо не далее как в минувший четверг, Евдоченко заявил, что Беларусь не получала от России никаких предложений по официальным каналам.
«В такой форме, как это было подано, мы не можем рассматривать предложение в качестве официального», - сказал Евдоченко. – «…Для официальных предложений есть другие каналы».
То есть в настоящий момент белорусским властям известно ровно столько, сколько и рядовому потребителю новостей. В этой связи сегодняшнее заявление Евдоченко является ничем иным как разведкой боем.
Белорусские власти решили оперативно разогнать тревожащую их тему (пошлины на нефтепродукты, произведенные не из российской нефти) в надежде до начала официальной переписки по этому вопросу получить либо опровержение либо утверждение российской стороны в виде очередного комментария того же Шаталова или, что более весомо, министра финансов А.Кудрина или вице-премьера И.Сечина. Любой ответ существенно поможет властям сформировать свою переговорную позицию.
Вероятно, белорусским чиновникам не позволяет религия просто позвонить российским коллегам и получить необходимые разъяснения, а потому они вынуждены перестраховываться с помощью весьма странных комментариев в прессе.