Европейский суд по правам человека опубликовал решение от 29 января, которым корпоративная жалоба "ЮКОСа" на российское правительство признана частично приемлемой. Как пишет в среду газета "Коммерсант", для России решение оказалось очень жестким, так как Страсбургский суд принял к рассмотрению ключевые пункты жалобы "ЮКОСа".
По данным издания, Страсбургский суд отклонил аргументы российской стороны о том, что "ЮКОС" уже ликвидирован, и поэтому дело не должно быть рассмотрено, а адвокат компании Пирс Гарднер не имеет права представлять "ЮКОС". В то же время суд признал приемлемой жалобу "ЮКОСа" на то, что налоговые претензии предъявлялись с целью разрушения компании и отчуждения ее активов.
"ЮКОС" был в 2006 году признан банкротом, а 21 ноября 2007 года исключен из госреестра юридических лиц. Сумма налоговых претензий, включенных в реестр требований кредиторов компании, составила около 430 миллиардов рублей.
"ЮКОС" обратился в Страсбургский суд в 2004 году с жалобой на действия российских налоговых органов, которые компания расценивала как незаконный отъем собственности. Жалоба была подана лондонским адвокатом компании Пирсом Гарднером. "ЮКОС" ссылался на нарушение права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренное статьей 6 Конвенции о защите прав и основных свобод 1950 года, а также положением о защите собственности, содержащимся в протоколе №1 к этой конвенции. Еще одним важным доводом "ЮКОСа" было то, что к компании, использовавшей распространенную схему оптимизации налогов, были применены удвоенные налоговые штрафы.
Страсбургский суд, в основном, согласился с доводами "ЮКОСа". Его жалоба признана приемлемой в части принудительного исполнения налоговых решений, включая продажу "Юганскнефтегаза" (для взыскания налогов был принудительно продан с торгов основной актив "ЮКОСа" - 76,79% акций ОАО "Юганскнефтегаз"), а также в части удвоенных налоговых штрафов.
Возможное нарушение права "ЮКОСа" на справедливое судебное разбирательство Страсбургский суд увидел в том, что "ЮКОС" вовремя не смог получить и, соответственно, обжаловать решение суда о взыскании налогов, что привело к немедленному исполнению этого решения. Более мелкие эпизоды, когда, например, российский суд прерывал речи адвокатов "ЮКОСа", Страсбургский суд рассматривать по существу отказался.
Проигрышем российского правительства, которое в этом процессе представляют Павел Лаптев и Вероника Милинчук (оба бывшие представители России в Страсбургском суде), стало то, что суд в решении признал адвоката Гарднера "действительным представителем компании-заявителя", пишет "Коммерсант". Российская сторона настаивала, что представлять "ЮКОС" уполномочен только его бывший конкурсный управляющий Эдуард Ребгун.
Кроме того, суд отверг требование правительства России прекратить дело, в связи с ликвидацией ЮКОСа. Страсбургский суд решил, что прекращение дела, начатого в период существования компании, "стимулировало бы правительства лишать такие компании возможности отстаивать свои обращения, поданные в период, когда они были действующими".
В решении Страсбургский суд подчеркнул, что оно не предрешает окончательных выводов, которые будут сделаны при рассмотрении дела по существу. Однако эксперты считают, что жалобы, которые Страсбургский суд признает приемлемыми, в большинстве случаев удовлетворяются хотя бы частично, отмечает издание.