Россия проиграла в Европейском суде по правам человека три дела жителям Чечни и должна выплатить 247 тысяч евро за исчезновение их родственников в 2000-2003 годах, говорится в коммюнике Суда.
Потерпевшие обращались в российские органы правосудия, однако, по их утверждению, местные инстанции не смогли должным образом расследовать обстоятельства их исчезновения их родных.
Родственники потерпевших пропали при схожих обстоятельствах - их увезли из дома вооруженные люди в камуфляже, и после этого об их судьбе ничего не известно. Адам Аюбов пропал в январе 2000 года, Леом Мешаев и Бислан Сайдаев - в декабре 2002 года, а Абубакар и Салман Бантаевы, до 2000 года воевавшие в составе незаконных вооруженных формирований и сдавшие оружие ФСБ, - в январе 2003 года.
Как утверждает Суд, имеющиеся доказательства при отсутствии обоснованных сомнений позволяют установить, что родственников истцов следует считать погибшими после их негласного задержания российскими военнослужащими в ходе спецоперации.
Кроме того, следствие установило, что в первом случае военнослужащие подожгли дом и автомобили родственников истцов.
Суд отмечает, что в первых двух случаях российское правительство не предоставило праводподобных объяснений исчезновения чеченцев, а в последнем - не обосновало применение силы со смертельным исходом.
Палата суда постановила, что российские власти нарушили ряд статей европейской "Конвенции о защите прав человека и основных свобод". В частности, были нарушены статья 2 (право на жизнь и эффективное расследование), 3 (запрещение пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения), 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) и 1 статью 1 Протокола к Конвенции (защита собственности).
Согласно судебному решению, Россия должна выплатить 61,5 тысячи евро в качестве возмещения материального ущерба, 175 тысяч евро за нанесение морального ущерба и 10,6 тысячи евро на покрытие судебных издержек.
Решение палаты Суда вступит в силу, если стороны в течение трех месяцев не обратятся с просьбой передать дело в Большую палату Суда, которая, в свою очередь, может отклонить обращение.