Россия потратила $8 миллиардов из валютных резервов, чтобы помочь некоторым своим богатейшим гражданам рефинансировать внешние долги, и имена этих людей отвечают на вопрос о фаворитах Кремля.
Однако резервами пожертвовали не безвозмездно.
Миллиардеры передали государству доли в ряде компаний в качестве залога, дав Кремлю возможность получить эти активы, если олигархи не смогут выплатить долги или впадут в немилость.
"Кризис предоставил государству подходящий момент, чтобы подобраться поближе к активам, проданным в 1990-х годах", - сказал Майкл Кавано из Уралсиба.
Государственный Банк развития (ВЭБ) получил от Кремля право выделить $50 миллиардов, чтобы помочь российским компаниям рефинансировать западные кредиты на общую сумму $120 миллиардов к концу 2009 года.
Первый этап выплат был одобрен.
Источники сообщили, что ВЭБ предоставил $2 миллиарда консорциуму Альфа-групп, принадлежащему миллиардеру Михаилу Фридману, чтобы помочь ему выплатить кредит Deutsche Bank и сохранить 44-процентную долю Альфа-групп в компании Вымпелком, которая выступает залогом по кредиту.
Фридман последовал примеру Олега Дерипаски, который на это неделе стал первым миллиардером, получившим правительственную поддержку для рефинансирования долгов.
ВЭБ заявил, что ни одна компания не получит больше $2,5 миллиарда, но алюминиевый гигант Русал, принадлежащий Дерипаске, получил $4,5 миллиарда на рефинансирование кредита зарубежным банкам, привлеченного для выкупа блокпакета Норильского никеля.
"Возможно, что ни Альфа-групп, ни Русал не найдут новых средств, чтобы вернуть кредиты ВЭбу, и государство может в конце концов получить доли и в Норникеле и в Вымпелкоме", - написали в докладе аналитики UniCredit Aton.
Почему они получают деньги?
Российские миллиардеры сказочно разбогатели в 1990-х годах во время залоговых аукционов, когда они кредитовали государство, получая в качестве залога акции ведущих компаний. Государство так и не вернуло долги, позволяя будущим магнатам становиться владельцами предприятий за небольшую часть реальной стоимости.
"Сегодня ситуация почти обратна той схеме", - сказал Кавано из Уралсиба.
Мысль о новом этапе национализации или перераспределения имущества сейчас кажется привлекательной даже некоторым богатым людям.
"Почему Дерипаска получил деньги? Я не понимаю, почему", - сказал банкир Александр Лебедев.
Он заявил, что не просил помощи и был возмущен раздачей резервов.
"Можно объяснить населению страны, что, ребята, в 1990-е вас обманули, денег у вас не было, это все кому- то отдали, каким-то дяденькам, а сейчас эти дяденьки привезли нам обратно это все... И можно потом, через год или два объявить о приватизации этих активов, но сделать это прозрачно и правильно", - сказал Лебедев.
Спрос на резервы
Лебедев не единственный, кого беспокоит тот факт, что в российских валютных резервах образовалась брешь. Экономисты, политики и простые россияне считают их главной защитой страны, поскольку их используют для противодействия влиянию мирового кризиса.
Однако потребность в резервах становится все сильнее - центробанк тратит миллиарды долларов еженедельно, чтобы поддержать российскую валюту. Бюджетные расходы на социальные нужды резко вырастут в 2009 году.
За последнюю неделю резервы уменьшились на $31 миллиард, впервые за восемь месяцев опустившись ниже отметки $500 миллиардов. Трейдеры говорят, что около $13 миллиардов было потрачено на поддержание рубля. Частично снижение произошло из-за ралли доллара против евро на прошлой неделе, но значительная доля из этих средств была переведена в ВЭБ.
Отраслевые источники сказали, что государственный нефтяной гигант Роснефть получил около $800 миллионов в качестве помощи на рефинансирование. Российские СМИ также сообщили, что железнодорожный монополист РЖД и крупнейший девелопер Группа ПИК получат $270 и $300 соответственно.
Аналитики полагают, что конечная цель предоставления Русалу огромного кредита в $4,5 миллиарда будет долго интересовать рынок.
"Главный вопрос - это цена, которую Русалу придется заплатить за такую щедрость", - считают аналитики Тройки Диалог.
Государство может заставить Русал и Норникель объединиться, сохранив долю в образовавшейся компании.