Отдел идеологической работы Мингорисполкома после длительной и напряженной работы произвел на свет «материал для информационно-пропагандистских групп» под названием «К вопросу о белорусско-польских отношениях». Плод усилий столичных идеологов разослан по всем районным администрациям, государственно-общественным объединениям и трудовым коллективам. Теперь вся белорусская общественность просто обязана представлять себе всю сущность «политических интриг польско-американского альянса», пишет «Белорусская деловая газета».
Прежде всего идеологический отдел столичной мэрии признает, что «в последнее время в межгосударственных отношениях Беларуси и Польши возникла некоторая напряженность». И затем всесторонне «дает оценку этому явлению». Члены информационно-пропагандистских групп сообщат рабочим и служащим на политинформациях, что «внешнеполитический вектор, выбранный официальной Варшавой, внес существенные негативные коррективы в состояние отношений наших стран». Ведь польское руководство «под предводительством США», оказывается, «пытается реализовать свои давние амбиции — играть ключевую роль в восточноевропейской региональной политике». И, конечно, «планомерно реализует политику, направленную против любых попыток государств постсоветского пространства интегрироваться вокруг белорусско-российского союза». Правда, государства, стремящиеся к интеграции вокруг химеры, к сожалению, не названы.
Ради осуществления своих давних амбиций Польша, с недавних пор член Евросоюза, «рискует поступиться даже добрыми отношениями с Европой, проводя внешнеполитическую линию в интересах США». Как ЕС допускает, чтобы его интересами манкировали, отдел идеологии Мингорисполкома сообщает крайне невнятно, ссылаясь лишь на некий «документ «Польша—НАТО», выработанный в 1995 году, за которым отчетливо просматриваются опасения, не станет ли «союз» России и Беларуси (в 1995 году никакого союза еще и в помине не было, но это неважно. — И.П.) фактором, блокирующим расширение влияния США на восточноевропейском направлении». На этом месте каждый охваченный политинформацией наверняка должен ощутить прилив гордости за собственную мощь и влиятельность в Восточной Европе.
Однако не завидуем все же членам пропагандистских групп, так как им будет сложно довести до пытливых умов своих подопечных одно вопиющее противоречие, которое содержит материал, подготовленный для них отделом идеологии Мингорисполкома. Как совместить то, что «под эгидой организации «Союз поляков на Беларуси» функционируют разветвленные структуры, наличие которых в корне опровергает распространяемую через западные СМИ дезинформацию, согласно которой белорусские власти якобы не оказывают содействия национально-культурному развитию польской национальной общности», с тем, что «за счет государственных и общественных структур Польши содержится организационная структура Союза поляков, строятся «Дома польские», приобретаются учебники для школ и литература для библиотек, жилье, дети проводят каникулы в Польше». Ведь, кроме примеров содействия национально-культурному развитию польской национальной общности со стороны Польши, идеологический отдел так и не смог произвести на свет нечто, имеющее отечественное происхождение. И как бы подтвердил не названные им же «примеры дезинформации в западных СМИ».
И, наконец, про «попытку дестабилизировать национальную сферу в Беларуси, предпринятую определенными силами». Эту попытку идеологи-символисты видят в «мощнейшей поддержке со стороны государственных и общественных структур Польши нелегитимному руководству Союза поляков, действия которого отличаются наступательным и агрессивным характером и тесной координацией с польской стороной». Нелегитимность «вышеназванной группы», по мнению отдела идеологии Мингорисполкома, заключалась в «решении части руководства нелегитимным путем на съезде осуществить смену руководства, проведении съезда на крайне низком уровне и в негативной психологической атмосфере». Поэтому в следующем абзаце идеологи прямо отмечают, что «в связи с продолжающейся политизированностью в деятельности Союза Министерство юстиции изучило документы съезда и дало им правовую оценку, признав съезд нелегитимным».
Вывод из всего вышеизложенного насколько великолепен, настолько же и показателен: «Расшатывание национального фактора является наиболее излюбленным приемом экспансионистских сил, уже неоднократно продемонстрировавших свой разрушительный характер. Это — и бывшая Югославия, и приднестровский конфликт, Кавказ, Крым, Прибалтийские государства. Да и в большинстве стран Западной Европы отмечаются многочисленные факты межэтнической розни, на которые, однако, мало кто обращает внимание из так называемых радетелей за права национальных меньшинств».
Риторика, стилистика, идеологический заряд документа откровенно списаны с аналогов времен холодной войны, времен непримиримого противостояния, когда было «два мира — два образа жизни». Отличие же, вероятно, так и не осознанное авторами «К вопросу...», в том, что направлен заряд не только против соседей-славян, но и против части собственно белорусского общества.