В настоящее время на территории Республики Беларусь действует 3183 лицензий, выданных Министерством здравоохранения на медицинскую деятельность, 503 - на фармацевтическую и 556 - на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сообщила начальник управления по лицензированию Министерства здравоохранения Светлана Гончарик
За шесть месяцев 2005 года Министерство здравоохранения проверило более пятисот лицензиатов как государственной, так и частной формы собственности Республики Беларусь. По результатам проверок вынесено более трехсот предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и условий. Решениями Коллегии Министерства здравоохранения аннулировано 23 лицензии на медицинскую деятельность, из которых 20 - на фармацевтическую.
В частности, лицензии были аннулированы ООО «Институт красоты», ООО «Алыкель», РУП «Борисовский хрустальный завод им.Ф.Э.Дзержинского». РУП «Новогрудская швейная фабрика», ОАО «Минск-железобетон», УП «Аквамед», ЗАО «АСЖ Славянка», ООО «Медлюкс», ЧУП «Медицинский центр С.П.Семенова», ОДО «Центр психологической помощи «Ступени», ОДО «Юлан», ТПЧУП «Бэгданж», ЛДЧУП «Оптимед», РУП «Завод полупроводниковых приборов», СП «Экомедсервис-Инвест» ООО», ОДО «Азалия Лайн», ОДО «Арлет», ОДО «Неофарма-М», ОДО «Фармлига», ООО «Элексирсервис», РУП Бобруйское автотранспортное предприятие "Автобусный парк №2", СП ООО Нордин, ЗАО «Фарммаркет», ООО «АС». СЗАО «Белфарм», ТЧУП «Вернат», ООО "Евромедплюс", ЧФУП «Живица», УЧТП "Малкипеж", МЧУП "Рад-Хасс", ЧМУП «Стомфарм», ООО «Фармахим», ООО «Фарммедио», ИПТЧУП "ШАЛУ", ОДО «Элитмедтехника», УЧТП "Эфа-мед", ЧУП "Курасовщинский рынок", ряду других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Причиной принятия такого радикального решения явились выявленные нарушения лицензиатами норм Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003г. №17, в части несвоевременности внесения изменений и (или) дополнений в лицензии, а также установленные в ходе проверок грубые нарушения лицензиатами лицензионных требований и условий осуществления медицинской деятельности, перечень которых установлен в положениях о лицензировании видов деятельности.
К ним, например, относятся: смена адреса осуществления деятельности без внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в лицензию; изменение заявленных площадей и помещений для осуществления деятельности, без представления в Министерство здравоохранения необходимых документов; использование медицинской техники, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, методик лечения и диагностики, реализация лекарственных средств незарегистрированных и не разрешенных для применения (использования) в Беларуси, отсутствие в штате требуемых специалистов, имеющих соответствующую подготовку, другие грубые нарушения.
Наиболее частым грубым нарушением является отсутствие в штате организации требуемых специалистов, имеющих специальное образование, требуемую квалификационную категорию, тематическое усовершенствования по специальности, отметила Светлана Гончарик.
Напомним, что положениями о лицензировании медицинской и фармацевтической деятельности, утвержденными принятым во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 14 мюля 2003г. №17 постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. №1368, было введено ранее отсутствующее требование о наличии у руководителей, специалистов лицензиатов, имеющих высшее образование - первой или высшей квалификационной категории, у среднего медицинского персонала - квалификационной категории.
Нормы указанного постановления в феврале 2004 года являлись предметом рассмотрения Конституционною суда Республики Беларусь на соответствие Конституции Республики Беларусь и Закону Республики Беларусь «О здравоохранении». Своим Заключением от 20 февраля 2004г. №3-170/2004г. Конституционный Суд данное соответствие подтвердил и поручил Совету Министров и Министерству здравоохранения с целью исключения ликвидации (приостановления деятельности) субъектов хозяйствования, которые занимались осуществлением медицинской и фармацевтической деятельности на основании лицензий, выданных в соответствии с ранее действовавшим законодательством, решить в разумные сроки вопрос внеочередного получения соответствующих квалификационных калорий всеми, не имеющими их специалистами лицензиатов. Как следствие, Министерством здравоохранения 27.02.2004 года было издано информационное письмо за №01-4/718, предоставлявшее право всем лицензиатам положительно решить до 1 декабря 2004 года данный вопрос с целью выполнения лицензионных требований и условий.
Светлана Гончарик отметила, что все указанные нормативные правовые акты и письма публиковались и широко освещались в средствах массовой информации. Как следствие, у всех субъектов хозяйствования имелась возможность с ними ознакомиться, принять к сведению и выполнить, равно как имеется в настоящее время.
Однако, предоставленным правом отдельные лицензиаты в течение десяти, а в некоторых случаях и более месяцев не воспользовались. Следствием выявления данного факта в 2005 году является принятие Министерством здравоохранения решений об аннулировании лицензий за грубые нарушения установленных требований и условий осуществления лицензируемою вида деятельности.
В частности, именно установление факта отсутствия в штате требуемых специалистов (одного или более), имеющих соответствующую подготовку (образование либо требуемую квалификационную категорию, либо тематическое усовершенствование), явилось одним из оснований аннулирования лицензий таким лицензиатам, как ООО «Алыкель», УП «Аквамед», «Борисовский хрустальный завод им.Ф.Дзержинского», РУП. «Новогрудская швейная фабрика», ОАО «Минскжелезобетон», ТПЧУП «Бэгданж», ЛДЧУП «Оптимед», СП «Экомедсервис-Инвест» ООО, ОДО «Арлет», ОДО «Фармлига», ООО «Элексирсервис», СП ООО Нордин, ООО «АС», СЗАО «Белфарм», ТЧУП «Вернат», ООО "Евромедплюс". ЧФУП «Живица», РУП "Автобусный парк № 2", УЧТП "Малкинеж", МЧУП "Рад-Хасс", ЧМУП «Стомфарм», ООО «Фармахим», ИПТЧУП "ШАЛУ", ОДО «Элитмедтехника», ЧУП "Курасовщинский рынок", УЧТП "Эфа-мед".
Вынося данное решение, Министерство здравоохранения руководствуется нормой пункта 30 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003г. №17, которой однозначно установлено, что в случае выявления в течение календарного года лицензирующим или другим государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензируемых видов деятельности, грубого нарушения лицензиатом, его обособленным подразделением (филиалом) законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности лицензирующий орган, выдавший лицензию, принимает решение о ее аннулировании. При этом необходимо отметить, что данная норма Декрета №17 не содержит альтернативы аннулированию лицензии, сообщила начальник управления по лицензированию МЗ РБ Светлана Гончарик.