Минфин РФ предлагает правительству радикальный вариант "налогового маневра" в нефтяной отрасли, который может привести к полному отказу от экспортной пошлины уже в 2018 году, пишет "Коммерсант". По мнению министерства, на фоне создания Евразийского союза России следует быстрее сократить потери от сохранения экспортной пошлины. Взамен должен быть вдвое повышен НДПИ, а эффект от роста цен на нефть в России планируется ослабить снижением акцизов и субсидированием отдельных видов нефтепродуктов.
В распоряжении "Ъ" оказались разработанные Минфином параметры "большого налогового маневра" в нефтяной отрасли, которые вчера обсуждались на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Минфин предлагает форсировать снижение экспортной пошлины на нефть, светлые нефтепродукты и масла, сократив соответствующие ставки более чем вдвое уже в 2016 году.
Кроме того, Минфин согласен не повышать пошлину на темные нефтепродукты до 100% уже в 2015 году, как это заложено в бюджете, ограничившись 75%. Для компенсации выпадающих доходов бюджета министерство предлагает вдвое повысить ставку НДПИ на нефть: до 1005 руб. на тонну в 2016 году против текущих 493 руб. Поскольку при росте НДПИ увеличатся цены на нефть на внутреннем рынке и стоимость автомобильного топлива, Минфин выступает за резкое, в несколько раз, сокращение акцизов.
До сих пор правительство полагало, что экспортную пошлину следует сокращать постепенно — примерно по 2 процентных пункта в год, что позволяло избавиться от нее к середине 2020-х годов. "От сроков проведения "налогового маневра" напрямую зависит величина субсидии, которую мы выделяем из бюджета разным субъектам (российские потребители, мини-НПЗ, экономики Беларуси и Казахстана) в различных формах",— говорит глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики министерства Илья Трунин.
По его словам, Минфин стремится избавиться от этих субсидий как можно быстрее, обеспечив при этом преемственность налоговой политики. Так, в случае проведения маневра по новой схеме нефтяная субсидия для Беларуси, которая составляет около $5 млрд в год, в 2016 году снизится на $770 млн. В целом из расчетов Минфина следует, что пошлина может быть полностью ликвидирована уже в 2018 году (то есть, с большой вероятностью, до президентских выборов).
Эффект маневра для бюджета, по мнению Минфина, будет близок к нейтральному: потери 7 млрд руб. в 2015 году и выигрыш 87 млрд руб. в 2016 году. Общее влияние на отрасль министерство видит и вовсе положительным: выигрыш составит около 280 млрд руб. в год по сравнению с прежним сценарием, предусматривающим рост пошлин на мазут. Влияние на розничные цены на топливо будет умеренным: Минфин ожидает роста цен в следующие два года примерно на 1,5 руб./л для АИ-95 и 2 руб.— для дизельного топлива. При этом министерство предлагает меры субсидирования для нафты (прямогонный бензин) и авиакеросина за счет введения налогового вычета по акцизам для компаний, которые поставляют эти виды топлива на внутренний рынок. Сокращение акцизов вынуждает Минфин искать для пополнения "дорожных" фондов новый источник, которым может стать НДПИ, в виде 8-10% от общего объема.