Минфин Беларуси после спекуляций прессы на тему возможных покупателей белорусских валютных ГДО решился слегка приоткрыть тайную занавесь, сообщив о том, что в аукционе по размещению 104 выпуска валютных облигаций приняли участие нерезиденты РБ.
«В ходе аукциона участниками-резидентами Республики Беларусь подано 5 заявок на общую сумму 103,1 млн. долл. США. Аукцион признан состоявшимся, облигации размещены в полном объеме. По оценке, объем средств, привлеченных от нерезидентов Республики Беларусь для инвестирования в облигации данного выпуска, составил не менее 80 млн. долл. США», - говорится в сообщении Минфина РБ.
Из этого абзаца следует, что покупателями облигаций все-таки выступили юридические лица (читай – банки), которые для этого привлекли средства нерезидентов (читай – материнских структур или сочувствующих режиму банков).
Учитывая текущую ситуацию, спровоцированную арестом гендиректора Уралкалия, Минфину РБ стоило бы проявлять большую предусмотрительность: сказав «А», говорить после этого и «Б» (читай – раскрыть инвесторов в ГДО).
Ведь инвестирование в белорусские госбумаги со стороны российских банков может быть расценено как попытка выкупить гендиректора Уралкалия у белорусских властей. Или же вполне обосновано предположение о том, что за иностранными вложениями в белорусские ГДО могут скрываться введенные в страну деньги со счетов контролируемых властями оффшорных компаний.
Кроме того, можно предположить, что Беларусь таким образом пытается перехватить у Уралкалия cash зарубежных дочек БКК. А еще есть версия о том, что белорусских правоохранительным органам удалось найти тайные оффшорные счета главного акционера Уралкалия С.Керимова, и, угрожая ему раскрытием этой информации перед Путиным, потребовали от него прикупить валютных ГДО Минфина РБ.
Впрочем, качество участников никак не влияет на выполнение стоящей перед Минфином задачи – обеспечить обслуживание внешнего госдолга без расходования ЗВР, а за счет наращивания внутреннего государственного и внешнего корпоративного долга.