«Шантаж– гадкое слово. Мне по душе вымогательство, звучит, как музыка» (м-ф «Футурама»)
На прошлой неделе основные мировые новостные каналы показывали немногочисленные демонстрации в центре Сеула, на которых граждане Южной Кореи призывают к диалогу и уступкам Пхеньяну, а также требуют от госсекретаря США Дона Керри, чтобы он немедленно совершил поездку в КНДР… Телевидение Северной Кореи с ликованием демонстрирует эти видеофакты, уже свидетельствующие о «правильности» и «победоносности» стратегии «Великого полководца» Ким Чен Ына («Новая звезда», «Блистательный товарищ», «Гений среди гениев», Маршал КНДР), который без единого выстрела смог заставить с собой считаться весь мир…
От Сеула до 38 параллели менее 50 км, война буквально дышит в лицо жителям мегаполиса… Людям, естественно, не хочется, чтобы в их дом пришла война.
На самом деле все гораздо хуже. Северная и Южная Корея уже находятся вне режима перемирия, заключенного почти 60 лет назад, 27 июля 1953 года, т.е. мира между ними нет. Войска отмобилизованы, ракеты подтянуты к стартовым позициям, в водах вокруг полуострова находится американский флот… Как это ни странно, но формально война на Корейском перекрестке уже идет. Просто она не перешла в свою кровавую фазу.
Войны никогда не начинаются с момента подписания приказа о переходе государственной границы или нажатия кнопки на пульте. Страны входят в войну постепенно, набирая инерцию вначале в формате кризиса, затем уже конфликта. На каком –то этапе внутренние ресурсы для стабилизации обстановки исчерпываются и переход войны в стадию боестолкновений становится неизбежным. В этот момент внешние силы обычно начинают говорить об очередной операции по принуждению к миру, направлять посредников… Но в данном корейском сюжете посредников нет. Пока нет… И никто не рвется уговаривать Маршала КНДР Ким Чен Ына перестать нагнетать на полуострове военную истерию. Мир ведет себя совершенно пассивно, ограничившись дипломатическими нотами… Видимо всем надоела эта ядерная истерика.
Действительно, неужели с каждым воевать, если кому приспичит.
Война?
Будет ли война на Корейском полуострове? Безумное количество комментариев и прогнозов, сопровождающих корейский кризис, опираются в основном на внутриполитические причины и факторы, подталкивающие к дестабилизации в регионе. Если принимать во внимание исключительно внутренний северокорейский контекст, то он в целом подводит к однозначному выводу: войны не будет. Причина такой уверенности заключается не только в том, что, учитывая военный потенциал КНДР, включая несколько ядерных боезарядов, чья боеготовность все-таки представляет определенную загадку, Пхеньян в сегодняшнем кризисе уподобляется самоубийце. вполне возможно, никаких транспортабельных боеголовок в Северной Кореи до сегодняшнего дня так и не создали и в реальности ни Гуаму, ни Гонолулу и тем более Сан-Франциско ничего не угрожает. Анализ поведения северокорейского руководства говорит о том, что мир столкнулся с крайней формой внешнеполитического шантажа – требование диалога угрозой ядерной войны.
Диалог
Диалог нужен Пхеньяну, как глоток воздуха в газовой камере. Уступки со стороны США (Сеул, как «американскую марионетку» в расчет в КНДР не берут) в абсолютно любой форме – звонок Барака Обамы «блистательному товарищу» Ким Чен Ыну, обращение госсекретаря США, призывы Конгресса и т.д., открывают перед лидером Северной Кореи возможности для решения сразу нескольких проблем:
- «Гений среди гениев» моментально становится настоящим Маршалом, «поставившим на колени» Вашингтон, Токио и Сеул, его авторитет в армии становится непререкаемым, старики-генералы удовлетворены тестом молодого «полководца», внук Ким Ир Сена фактически коронован, династия Кимов продолжает сохраняет контроль над страной;
- Внешнеполитический успех, а именно в формате успеха будет преподнесен населению возможный диалог с «империалистами» «на условиях Пхеньяна», должен укрепить тоталитарный режим, закрыть все возможности для его демократизации;
- Диалог, что естественно, должен быть подкреплен «подарками». В данном случае речь может идти о любой форме помощи. Для Северной Кореи в настоящее время желательна продовольственная поддержка, которая будет восприниматься населением, как естественная дань от внешнего мира. И ведь действительно, как не помочь ядерной, но голодной державе;
- Диалог под угрозой ядерной войны вряд ли решит проблему международной изоляции КНДР, но, видимо в Пхеньяне рассчитывают на то, что уступки со стороны Вашингтона и, как следствие, Сеула Ким Чен Ыну поднимут статус Северной Кореи в глазах единственного верного союзника – Китая, благодаря поддержке которого и сохранился на севере корейского полуострова реликт «холодной войны» - своеобразный буфер между Вашингтоном и Пекином.
Все-таки, вряд ли кто в этом мире согласится с идеей, что лучше решительная ядерная схватка, чем тяжелый, но мирный диалог. Конечно, худой мир лучше «доброй» войны. Спасет ли возможный, но пока маловероятный, диалог между Вашингтоном и Пхеньяном тоталитарный северокорейский режим?
Необходимо помнить то, что авторитарные и тем более тоталитарные политические режимы фантастически неэффективны в экономике и застойны в политической эволюции. Шантаж для выхода на диалог означает только то, что правящая группировка полностью исчерпала внутренние ресурсы для удержания своей власти. В этом случае внешняя поддержка, как в качестве инструмента легитимизации права на сохранение власти, так и в форме материальной поддержки, приобретает критически важный характер.
Стоит напомнить, что Китай в качестве спонсора, конечно, не дотягивает до уровня России. В Пекине другая философия отношений к сателлитам и на китайское руководство бесполезно давить призывами к жалости и угрозами, что «наши люди не поймут Пекин, который оставил братский корейский народ в столь сложную минуту без помощи». Стоит напомнить «помощь» маоистского Китая красным кхмерам, которые взяв власть в Пномпене в 1975 г., просто сократили население страны на треть, чтобы прокормить остальных. Мотыгой по голове. Так что Пхеньяну придется справляться самому.
Кроме того, шантажировать приходится все-таки Вашингтон, а не озабоченный своим местом в мировой политике Брюсселе. США в целом крайне тяжело поддается на такого рода внешнеполитические спектакли, один из которых успел раскрутить Ким Чен Ын. «Гений среди гениев» между тем, уже больше двух недель не показывается на телеэкране.
С другой стороны, до настоящего момента, когда страны в правовом смысле находятся в состоянии войны, Сеул поставляет северянам продовольственную помощь – рис. В принципе, трудно представить, чтобы Южная Корея была заинтересована в сохранении тоталитарного режима на севере полуострова. Однако сложно отказать в куске хлеба (риса) народу, известному исключительным трудолюбием, но который последние шесть десятилетий живет на грани голодной смерти. Ведь в том случае, когда от истощения гибнут дети, не будешь выяснять, кто виноват в мягком варианте полпотовщины, развёрнутом на корейской земле... Тем более не будешь ориентироваться на политические цели оппозиции, которой в КНДР просто нет (есть диссиденты).
Шантажируя мир, авторитарный/тоталитарный режим в случае удачного стечения обстоятельств часть проблем, безусловно, может решить. Но только временно. В любом случае такого рода помощь только затягивает агонию режима, которая и дальше будет проявляться в ядерных психозах. Все равно выхода из туннеля не видно. Помощь проедят, а дальше снова войну начинать? Каждый квартал ракеты выволакивать на позиции? Действительно, а что делать правящему режиму? Ведь транзитной газовой или нефтяной трубы, которую можно угрожать перекрыть, в КНДР нет… Между нами говоря, Северная Корея вообще никому не нужна. От нее проще откупиться… И забыть до следующего кризиса.
Остается вопрос о диалоге
Стоит напомнить, что в 1945 году, когда корейский полуостров оказался разделен на две зоны оккупации, его северная часть считалась индустриальной и относительно благополучной на фоне нищего и исключительно аграрного юга. Дальше сравнивать нет смысла, так как итог через 60 лет известен. КНДР медленно, но упорно сгнивает заживо. Никакой диалог ей не поможет…
Не поможет диалог с Евросоюзом и А. Лукашенко. Безусловно, белорусскому президенту нужно только деньги. Он их готов взять у кого угодно – у России, МВФ, Евросоюза, арабов, индонезийцев, колумбийских наркокартелей, Аль-Каиды и т.д. Но никто не дает. Дал 2 млрд. долларов кредита российский «Сбербанк» - проведут посевную. Так и живут, постоянно в долг, постоянно перезанимая и выклянчивая нефть и деньги. Это тоже агония, которая может тянуться долго и все более безнадежно.
Минск стоит на грани диалога с Брюсселем. В.Макей сейчас находится в явном фаворе у Лукашенко, обещая ему полноценный прорыв на Западе. Его заместители снуют по Европе, иногда пересекаясь с лоббистами от оппозиции, повторяя при этом одни и те же доводы: изоляция и санкции толкают Беларусь к России. Один из заместителей министра иностранных дел на днях в Брюсселе жаловалась, что Беларуси ничего не остается, как искать спасения от европейских санкций в Таможенном союзе.
Минск по традиции ищет сочувствия у Евросоюза, жалуясь на Москву – главный, «ядерный» аргумент А. Лукашенко перед Европой.
Не стоит им мешать. В реальности, диалог между белорусским авторитарным режимом и Евросоюзом нужен всем, кроме белорусской оппозиции, которая в случае начала диалога теряет солидную часть финансовой поддержки.
Европейской бюрократии необходимо продемонстрировать прогресс в демократизации Беларуси. Этот процесс может продолжаться веками, подкармливая фонды в Варшаве, Вильнюсе, чиновников в Брюсселе, Люксембурге и депутатов в Страсбурге. Всем им диалог нужен для демонстрации своего политического потенциала и способности ЕС управлять политическими процессами на европейском континенте.
На самом деле, диалог должен имитировать сокращение сферы российского влияния на постсоветском пространстве, что, по идее, должно впечатлить и Вашингтон. При этом понятно, что ни о каком сокращении влияния России на Минск нет и речи.
Заняты белорусские лоббисты, которые под маской белорусской политической эмиграции, четко выполняют скоординированный с АП РБ план навязывания А. Лукашенко Европе.
В принципе, вполне удовлетворена белорусско-европейским диалогом и Россия, для которой проект евразийской интеграции остается главным внешнеполитическим приоритетом на постсоветском пространстве. Нормализация отношений Минска с Брюсселем с одной стороны обеспечивает ТС-ЕЭП более лояльный выход на европейские рынки, снятие одно из проблем в российско-европейском диалоге (в близком формате сейчас происходит купирование грузинского «тупика»), а с другой стороны отнимает у белорусского руководства главный аргумент для сдерживания интеграционных процессов – «конфликт с Западом».
Стоит напомнить, как в начале 2012 года, когда встал вопрос о выполнении условий получения очередных траншей кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭс, Минск спровоцировал «посольский кризис», а затем устроил скандал со Стокгольмом. В итоге, Минску удалось вытянуть третий и четвертый транши вышеназванного кредита, уклонившись от масштабной приватизации и, тем более, от начала глубоких структурных экономических реформ.
В случае начала диалога с Брюсселем, А. Лукашенко уже не сможет ссылаться на мифические «экономические санкции» ЕС, делающими невозможными экономические реформы, но требующие масштабным многомиллиардных дотаций со стороны России… Все упрощается и делается вполне прозрачным. Если Брюссель хочет модернизации Беларуси, то Москва эту модернизацию уже давно оплачивает. Правда, пока без особого успеха.
В проигрыше оказывается только белорусская оппозиция и политические заключенные. Их откровенно и демонстративно используют в качестве расходного материала. Как, в прочем и страну, которую оставляют тихо сгнивать. Такова судьба авторитарных режимов в небольших странах. Ими все пользуются в собственных внешнеполитических целях.
Но не все потеряно…
Что дальше?
Как всегда, диалог закончится очередным скандалом. А. Лукашенко получит шанс вытянуть деньги из МВФ, что позволит ему перекредитоваться, сохраняя политических заключенных в качестве живого валютного резерва Национального банка РБ. Европа в лишний раз продемонстрирует готовность торговать своими широко разрекламированными ценностями оптом и в розницу. Россия, извлекая свои интеграционные выгоды от белорусско-европейского диалога, получит в качестве приложения лишний повод затянуть петлю на шее А. Лукашенко. Все останутся довольны…
В сложном положении окажется та часть оппозиции, которая сейчас способствует старту белорусско-европейского диалога. Дело в том, что эти лоббисты рано «выскочили», так как до президентской кампании еще минимум полтора года и апологеты диалога рискуют просто не доковылять до старта кампании. Но в данном случае данным политикам можно только посочувствовать, так как им не оставили выбора.
Фарса хотят все и он должен состояться. Публика уже заняла места согласно купленным билетам. Попутно все хитро подмигивают друг другу, так как сценарий давно известен и он вполне безопасен. Не будет же А. Лукашенко при следующей попытке вырваться на Запад угрожать Брюсселю недостроенной Белорусской АЭС. Понятно, что в случае возникновения европейского варианта корейского кризиса, Брюссель постарается урегулирует его с Москвой. В таком же формате, скорее всего, Вашингтон и Пекин решат проблему ядерного помешательства Пхеньяна.
Тем более, что война в Корее все-таки может начаться. Но толчком к ней может стать не решение Ким Чен Ына, а простой инцидент на 38 параллели. Мало ли кому захочется ворон пострелять…
Андрей Суздальцев, Москва, 15 апреля 2013 года, Politoboz.com>