Принятие в первом чтении нижней палатой белорусского парламента Закона является ответной и вынужденной реакцией белорусских властей на повышении популярности белорусского языка в обществе, и в первую очередь среди молодежи. Однако предлагаемые разработчиками нормы далеко не соответствуют требованиям демократического общества о возвращении тех норм настоящего белорусского языка, на котором говорили и писали белорусы до 1933 года. Такое мнение высказал в интервью АФН руководитель «Таварыства беларускай мовы» Олег Трусов.
«Принятие этого закона свидетельствует о том, что властям пришлось как-то реагировать на повышение популярности белорусского языка в нашей стране, особенно среди демократически настроенной молодежи», - сказал собеседник.
«Эта тенденция очень беспокоила белорусские власти, и поэтому они решили сделать что-то такое, чтобы также быть при деле», - пояснил руководитель ТБМ.
«Та версия закона, которую они одобрили в первом чтении, не соответствует тем предложениям, которые давно высказывало демократическое общество - о возвращении языка, каким он был до тридцать третьего года», - выразил сожаление Трусов. – «Тогда большевики сделали все, чтобы уничтожить язык, придать ему отдельные черты русского языка».
Отметив все же некоторые несущественные «сдвиги, как говорят, к лучшему», руководитель ТБМ придерживается мнения, что такой закон сегодня вообще не нужно принимать.
«Белорусским властям надо выполнить свои законы, Конституцию и сделать так, чтобы белорусский язык все ж таки стал государственным языком на деле», - заявил Трусов. - «А пока не выполняется Конституция, итоги референдума в поддержку двуязычия, принятие подобного закона выглядит несколько смешно.
«Но это показатель того, что язык развивается. И если уж власти взялись за подобное, это говорит о том, что они обеспокоены, растеряны, не знают, что делать», - подытожил руководитель ТБМ.