Правительство Украины поддержало татарских акционеров в борьбе за крупнейший в стране НПЗ в Кременчуге (Укртатнафта), назвав восстановление судом прежнего руководителя компании "незаконным захватом" завода.
Татарская сторона, в свою очередь, повторила требование вернуть в кабинет руководителя НПЗ Сергея Глушко, а сам Глушко, по сообщениям украинских СМИ, появился в среду на заводе в сопровождении "неизвестных в камуфляжной форме".
Завод тем временем работает на 60 процентов мощности, а вернувшийся к руководству при помощи суда и вооруженной охраны Павел Овчаренко ищет новых поставщиков в России и уже купил 170.000 тонн нефти на Украине.
Вице-премьер Украины Андрей Клюев в среду назвал уволенного в 2004 году Овчаренко "самозванцем".
"Это был рейдерский захват. Максимум неделя - и предприятие будет работать", - сказал Клюев.
"То, что пытается захватить завод незаконным решением суда человек, который уже три года не работал, он незаконно восстановлен, он не согласовал ни с кем... обычный самозванец. Через суд ничего не надо отменять - там все незаконно," - сказал он.
По итогам состоявшихся в конце сентября досрочных парламентских выборов на Украине Кабинет министров, скорее всего, претерпит серьезные изменения, поскольку противники нынешнего премьера Виктора Януковича, в команде которого работает вице-премьер Клюев, получили большинство в парламенте и право формировать правительство.
Татнефть, владелец 8,6 процента акций НПЗ, прекратила поставки на завод в пятницу.
Прежнего руководителя Глушко поддерживают акционеры из Татнефти и министерства имущества Татарстана, которому принадлежит 28,8 процента акций.
Председатель наблюдательного совета компании Шафагат Тахаутдинов в среду поставил под сомнения легитимность нового руководства Укртатнафты и призвал власти Украины вмешаться.
"Единственным легитимным председателем правления ЗАО Укртатнафта, имеющий право без доверенности представлять интересы ЗАО Укртатнафта, является Глушко Сергей Николаевич", - говорится в заявлении, размещенном на официальном сайте правительства Татарстана.
По сообщению украинских агентств, в среду офис предприятия вновь блокирован "неизвестными в камуфляжной форме", а на НПЗ прибыл прежний глава компании Сергей Глушко.
Адвокат его противника Юрий Почепцов сказал Рейтер, что Глушко пытается в суде отстоять свое право управлять предприятием, и первое заседание по его иску назначено на 20 ноября.
Во вторник Кременчугский НПЗ купил на аукционе 170.390 тонн сырья для переработки в октябре-ноябре.
"Купили 170.390 тонн нефти, из которых 7.000 тонн с поставками на третью декаду октября", - сказала сотрудник НПЗ. Она отказалась сообщить, по какой цене была закуплена нефть.
Накануне новое руководство завода говорило о планах купить на ноябрь около 200.000 тонн нефти на Украине и еще 300.000-350.000 тонн - у российских компаний.
Украина традиционно проводит аукционы по продаже нефти украинской добычи и, по данным организаторов аукциона, на вчерашних торгах было продано 244.784 тонны нефти с различными сроками поставок.
Российские нефтяные трейдеры говорят, что пока не получали каких-либо запросов о поставках. По их словам, даже если Укртатнафта направит свои предложения, то российские компании продемонстрируют солидарность и откажутся от поставок.
Четыре из семи НПЗ на Украине подконтрольны компаниям из России и Казахстана; сырье для переработки в основном поступает из РФ. Укртатнафта планировала получить на переработку из России в четвертом квартале 2,2 миллиона тонн нефти, в том числе 128.000 тонн от Татнефти.
Кроме Татнефти и Татарии, крупнейшим акционером Укртатнафты является государственный Нафтогаз Украины (43,1 процента). Еще 18,3 процента акций были переданы швейцарской компании AmRUZ Trading AG и американской Seagroup International Inc. Однако украинские чиновники говорили, что их не устраивает способ, которым были переданы эти акции.
В июле Нафтогаз сообщил, что вернул себе контроль над предприятием, сосредоточив у себя более 61 процента акций ЗАО после того, как считавшиеся собственностью частных инвесторов 18,3 процента акций вернулись в собственность государства по решению суда.