Министры юстиции и внутренних дел стран Евросоюза договорились признать разжигание национальной и расовой розни преступлением во всех 27 странах блока, но не пришли к согласию относительно отрицания холокоста, передает Би-би-си.
В соглашении предусматривается, что подстрекательство к ненависти либо насилию по отношению к любой группе по признаку цвета кожи, расы, национальности или гражданства должно наказываться тюремным заключением продолжительностью не менее года.
Вместе с тем страны, входящие в ЕС, имеют право распространять уголовное преследование лишь на случаи, связанные с нарушением общественного порядка. Наказание за разжигание межрелигиозной вражды будет обязательным только в тех случаях, которые можно свести к подстрекательству к вражде по расовому и национальному признаку.
В некоторых странах для ратификации соглашения потребуется одобрение парламента. После принятия соглашения каждому государству отводится два года на приведение в соответствие с ним своего национального законодательства.
Как отметили официальные лица, текст соглашения составлялся так, чтобы вывести из-под его действия научные исследования и художественные произведения о геноциде. Вместе с тем в нем заложена возможность уголовной ответственности за распространение "листовок, изображений и иных материалов" с умыслом подстрекательства к ненависти или насилию.
Как прокомментировали соглашение в организации "Европейская сеть против расизма", "разбавленный текст" был нужен для того, чтобы не менять законодательство многих стран, в которых уже имеются законы против подстрекательства к расизму. Однако получившаяся в итоге договоренность разочаровала Германию, которая добивалась запрета на отрицание холокоста и на нацистские символы по всему Евросоюзу.
Те страны, в которых отрицание холокоста уже является преступлением, смогут оставить свое законодательство в силе, но другие страны не будут обязаны помогать им. Великобритания, Ирландия и скандинавские страны возражали против излишне жестких формулировок в документе, мотивируя свою позицию тем, что они могут нарушить гарантии свободы слова. В итоговый текст внесена оговорка о том, что он никак не затрагивает основные правовые принципы, в том числе свободу самовыражения и общественных объединений.