Газета The New York Times во вторник, 20 марта, сообщила о том, что неделей ранее Россия выдвинула Ирану ультиматум, заявив, что задержит поставки ядерного топлива для АЭС в Бушере до тех пор, пока иранское руководство не выполнит требований Совбеза ООН по прекращению обогащения урана.
По утверждению журналистов The News York Times, которые ссылаются на анонимные дипломатические источники из ЕС, США и Ирана, текст ультиматума был передан в Москве секретарем совета безопасности РФ Игорем Ивановым иранскому уполномоченному по проведению переговоров по ядерной программе Али Хоссейни Ташу (Ali Hosseini Tash).
Как полагает The New York Times, подобный шаг со стороны России мог быть продиктован задержкой Ираном платежей за возведение российскими специалистами Бушерской АЭС.
Вместе с тем, по мнению журналистов, не исключено, что решение российской стороны обусловлено не только сугубо коммерческими, но и политическими соображениями. Россия, вероятно, пожелала продемонстрировать Ирану свое растущее разочарование его позицией на переговорах по ядерной программе.
По словам одного из представителей администрации Джорджа Буша, "очевидно, что Россия и Иран начинают друг друга раздражать, и это не так уж плохо".
Со своей стороны, некий европейский дипломат заявил, что Россия приняла очень важное решение, которое доказывает, что разногласия между РФ и ЕС по иранской ядерной программе носят, скорее, тактический характер.
Напомним, что Россия и Иран оказались на грани конфликта из-за вопроса о финансировании строительства АЭС в Бушере. По словам российский представителей, Иран задолжал РФ 50 миллионов долларов. Иран это отрицает и обвиняет Россию в долгострое. Переговоры, состоявшиеся в начале марта в Москве, видимых результатов не принесли.
Комментируя прошедшие переговоры, официальный представитель российского МИД Михаил Камынин 14 марта призвал Иран обеспечить выполнение требований соответствующих резолюций Совбеза ООН и Совета управляющих МАГАТЭ. Многие увидели в этом ничто иное как завуалированное требование к Ирану приостановить обогащение урана.
Иран продолжает игнорировать требования Совбеза ООН прекратить деятельность по обогащению урана, настаивая на исключительно мирном характере своей ядерной программы. Со своей стороны, Совбез ООН готовит принятие новой резолюции, налагающей более суровые экономические санкции на Иран, чем предыдущая резолюция.