Германия в ближайшие 6 месяцев будет президентствовать в Европейском союзе. И зная немецкий практицизм, можно смело утверждать, что за эти полгода Берлин сделает все от него зависящее, чтобы укрепить или поднять свой имидж как страны-лидера на европейском континенте, вернее его западной части (в центральной и восточной Европе, как мы знаем, лидер только один – это Беларусь). В этих планах присутствует и такой пункт, как попытка установить контакт с официальным Минском и повернуть Беларусь к Брюсселю передом, а к Москве (или Пекину) – задом.
Германия уже предпринимала пробные шаги в этом направлении. Достаточно лишь вспомнить хорошо разыгранный спектакль Коноплев-Цапф-Пофалла-Милинкевич на открытии IX Международного Минского форума, отметив лишь, что эта история в кулуарах завершилась банальным «мир-дружба-жвачка».
«Отношения между ЕС и его соседями в сфере энергетики должны быть надежными и предсказуемыми. В будущем мы ожидаем, что при возникновении подобной ситуации с нами проконсультируются заранее», — такое заявление сделала Германия от лица ЕС, когда нефтяной кризис был в разгаре.
Германия стала первой европейской страной, руководитель которой прокомментировал белорусско-российскую нефтегазовую войну, косвенно подвергнув критике Москву.
«Германия нуждается в защите от перебоев с поставками энергоносителей», - заявила канцлер Германии Ангела Меркель после того, как Россия прекратила транзит нефти через Беларусь. – «Это не привело к каким-либо острым угрозам для нашего энергетического снабжения. Но проблемы с транзитом возникали за последние годы снова и снова. Нам нужна юридическая защита, нам нужна безопасность контрактов… Я направлюсь в Москву 21 января и буду обсуждать этот вопрос с российским президентом».
Положительно восприняла Германия и предложение белорусского правительства Еврокомиссии провести диалог по вопросам энергетики.
«Брюссель всегда изучает такие предложения очень тщательно и медленно в связи с необходимостью соблюдения всех процедур. Вместе с тем Еврокомиссия уже сообщила о своей готовности к проведению диалога по энергетике», - заявил вчера, 16 января на пресс-конференции в Минске чрезвычайный и полномочный посол Германии в Беларуси Мартин Хеккер.
Как сообщает БелаПАН, при этом М.Хеккер отметил, что в свете развития последних событий это предложение получило какое-то особое значение, «но в целом это вполне нормальное явление».
«Вопросы энергетики очень важны для Еврокомиссии», - заявил посол. - «Россия, как и другие европейские государства, должна вступить в Европейскую энергетическую хартию... Мы призвали Беларусь и Россию не прибегать к односторонним акциям, таким, какие имели место в конце 2006 года и затронули другие государства в Европе. Министр экономики Германии и комиссар ЕС по энергетике изложили эту мысль в письме, направленном правительствам Беларуси и России. Они выразили озабоченность в связи с приостановкой поставок сырой нефти по нефтепроводу «Дружба» и призвали Беларусь и Россию найти решение в ходе переговоров», - отметил посол Германии.
По словам М.Хеккера, в результате сложившейся ситуации имиджу России и Беларуси как стабильных партнеров был нанесен урон. Однако при этом дипломат подчеркнул, что Евросоюз признает легитимность требования о переходе на рыночные цены и отказа от субсидирования.
«Отмена такого субсидирования для тех, кто его получает, конечно же, неприятна. Но любой акт субсидирования должен быть оправдан», - сказал Посол ФРГ.
С пониманием «экономических механизмов» у Германии и Евросоюза просто все отлично. Но вот стремление Германии решить свои проблемы может привести к тому, что Евросоюз угодит в белорусские политические ловушки.
В этой связи хотелось бы напомнить политикам из ЕС, какова суть «белорусского взгляда» на вопросы энергетического диалога Беларуси и Европы. А также привести свежий пример воплощения подобного диалога на практике, которое сводится к обычному белорусскому «Дайте денег и не мешайте работать».
Европейские чиновники могут также не тешить себя надеждами, что через подобный диалог в Беларусь просочатся демократические ценности и идеи свобод и прав человека. Ведь не случайно в преддверии подобных диалогов Совет безопасности Беларуси был укреплен «ценнейшим кадром», парламент срочно утвердил и Лукашенко-старший подписал предложенный председателем КГБ Сухоренко Закон РБ «Об экстремизме». А потому Европе необходимо семь раз подумать над этим «в целом вполне нормальным явлением», и прежде чем приступать к диалогу, добиться от Беларуси хотя бы частичного выполнения требований, изложенных ЕС в своей новой концепции по Беларуси – освободить политзаключенных и обеспечить свободу слова.