Международное сотрудничество не является приоритетом для белорусских вузов. Такое мнение высказала политолог, преподаватель Европейского гуманитарного университета в Вильнюсе Светлана Наумова, выступая 11 декабря в литовской столице на международной конференции "Высшее образование в Беларуси: вызовы интернационализации". "Я специально проверяла интернет-сайты семи ведущих вузов Беларуси, - сказала С.Наумова. - Информацию о международном сотрудничестве и студенческих программах там найти очень тяжело".
По мнению специалиста, в Беларуси вокруг системы высшего образования "выстроен железный занавес". "В стране упорно культивируются два мифа, - отметила С.Наумова. - Во-первых, считается, что белорусская система образования как наследница советской воплощает в себе все самое лучшее. Во-вторых, есть мнение, что если специалистов готовят в первую очередь для себя, а не для Запада, то можно игнорировать все, что происходит в западной системе высшего образования".
Самоизоляция системы высшего образования в Беларуси подается как нормальная и позитивная ситуация, подчеркнула С.Наумова.
Она также высказала мнение, что в Беларуси "государство пытается контролировать все звенья и стадии высшего образования". С.Наумова отметила, что система поступления в белорусские вузы очень сложна и напрямую контролируется властями. "Практически узаконен принцип так называемой "позитивной дискриминации", когда абитуриенты из сельской местности имеют существенные льготы, - сказала С.Наумова. - С одной стороны, это позитивный процесс - привлекать в систему высшего образования как можно больше людей. Но с другой стороны, эта система деформирована, так как складывается ситуация, когда общий уровень подготовки абитуриентов снижается".
Эксперт также подчеркнула, что в Беларуси проводится "принципиальная политика" ограничения мобильности студентов: "Для выезда на учебу за границу студенту необходимо получить разрешение Министерства образования".
По словам С.Наумовой, еще одной проблемой в системе высшего образования является информационный вакуум в отношении всего, что касается идей и принципов Болонского процесса. "Формально произошли какие-то изменения и реформы в высшем образовании, - сказала С.Наумова. - Законодательно прописаны понятия двухступенчатого образования, бакалавриата и магистратуры. Но студенты, в общем-то, не знают и не понимают, зачем им это нужно".