Проблема правозащитных организаций в Беларуси "вступила в один из кульминационных моментов". "Можно считать, что ликвидируется самая активная, известная и влиятельная организация Беларуси, активный член Международной Хельсинкской федерации по правам человека", - заявила председатель Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева.
По ее словам, "Белорусский Хельсинкский комитет был единственной реально продолжающей работу правозащитной организацией в Беларуси".
Верховный суд Беларуси 23 июня рассмотрит иск о приостановлении деятельности БХК. Инициатором приостановки деятельности БХК стал белорусский Минюст.
Л.Алексеева заявила, что правозащитники намерены привлечь внимание международных организаций к судьбе БХК.
"Что касается правозащитного сообщества, эта проблема будет вынесена на международный уровень. И ООН, и ОБСЕ будут уведомлены о ситуации с БХК, и мы сделаем все, что будет в наших силах не только в России, но и в мире для защиты БХК", - сказала Л.Алексеева.
Она не согласна с претензиями, предъявленными к БХК белорусскими властями по поводу неуплаты налогов в рамках проектов ТАСИС (проект Евросоюза по техническому содействию странам СНГ – «ИФ»).
Л.Алексеева заявила, что у БХК не было собственных доходов. "Это не казино, не макаронная фабрика, и самостоятельно БХК ничего не зарабатывает", - сказала правозащитница, отметив, что финансирование в рамках проекта ТАСИС осуществляется за счет налогоплательщиков стран ЕС и было бы странно, что такая помощь могла бы быть объектом повторного налогообложения.
Позицию Л.Алексеевой разделяет заместитель директора Института Европы РАН, сопредседатель Общественной российско-белорусской правозащитной комиссии Сергей Караганов.
"Мы с огромным удивлением и настороженностью воспринимаем тенденции общественно-политического развития в Беларуси - это закрытие под теми или иными предлогами политических и правозащитных организаций", - заявил он журналистам на пресс-конференции.
"Если мы вместе являемся «союзным государством», то это угроза правам человека не только в Беларуси, но и в России", - сказал С.Караганов.
Ранее Минюст Беларуси сообщил, что подал в Верховный суд страны исковое заявление о приостановке деятельности БХК, руководствуясь законом "Об общественных объединениях".
По сведениям Минюста, в нарушение Жилищного кодекса и Гражданского кодекса Беларуси организационные структуры БХК, несмотря на требование регистрирующего органа, продолжительное время в качестве юридических адресов использовали жилые помещения, предназначенные для проживания граждан.
Кроме того, подчеркнули в Минюсте, "в ходе проведенной налоговыми органами комплексной проверки в отношении БХК доначислены платежи в бюджет и применены экономические санкции на сумму свыше Br155 млн. В течение нескольких месяцев задолженность БХК по платежам в бюджет не погашается, и мер по ее погашению не принимается", - сообщили в министерстве.